Рентабельность
Сначала выясним, что такое рентабельность, и зачем её считать. Рентабельность — это показатель, который позволяет оценить, насколько эффективно предприятие использует свои ресурсы для получения прибыли. Рентабельность может быть измерена различными способами, но в целом она указывает на то, какая доля выручки переходит в прибыль после вычета различных затрат.
Таким же методом можно оценить рентабельность активов компании, но эту тему я рассмотрю в отдельной статье.
Кратко представлюсь для тех, кто впервые на моем канале: финансовый аналитик CIMA, 15 лет работал в компаниях из списка РБК-500, где управлял денежными потоками на ₽ 6 млрд/год. 4 года развивал свой бизнес.
Что такое рентабельность продукции
Рентабельность продукции это отношение прибыли (валовой или маржинальной) к себестоимости. По сути, это и есть наценка — об этом с цифрами будет ниже.
Зачем предприятиям и торговым компаниям считать рентабельность продукции
Чтобы объективно оценить результаты. Ведь как может быть? Продажи и чистая прибыль растут, владелец доволен. Но на самом деле рентабельность продукции падает (смотрим картинку ниже)
Снижение рентабельности продукции говорит о росте рисков, поскольку точка безубыточности растет, то есть нам надо теперь продавать больше продукции, чтобы получить ту же прибыль, а наш запас финансовой прочности — снижается (см ниже иллюстрацию с графиком точки безубыточности).
Как рассчитать рентабельность продукции
если вы знаете, как считать себестоимость, то сделать это несложно, ведь в расчете участвуют всего 2 показателя:
- себестоимость
- цена продажи
Если успели подзабыть, как считается себестоимость продукции, то напомню:
в себестоимость у нас попадают только переменные производственные расходы (и прямые, и накладные): это затраты на сырье и материалы + оплата труда + коммуналка + расходники.
смотрите схему ниже:
Если у нас не производство, а торговля, то себестоимостью будет закупочная цена.
Важный нюанс, который нужно учесть при расчете себестоимости
заключается в принятом у вас способе учета затрат.
Бывает Метод Полного Поглощения Затрат (МППЗ) и Маржинальный метод (ММ).
Нет какого-то строгого правила или закона, которые регламентируют, каким образом формировать себестоимость — каждое предприятие решает этот вопрос на своё усмотрение.
🔵 При полном поглощении в себестоимость идут
- переменные производственные затраты (материалы + оплата труда)
- постоянные производственные расходы ( аренда цехов, оклады общецехового персонала, аренда цехов, амортизация)
🔴 Себестоимость в маржинальном методе
- только переменные производственные расходы (прямые и накладные)
Примеры расчёта рентабельности продукции
Давайте представим, что у нас есть лесопилка и мебельный цех, где мы производим разные типы деревянных изделий. Один из них — столы. Давайте посмотрим, насколько они рентабельны при разных методах учета затрат.
Что у нас по затратам?
Стоимость древесных материалов для производства одного стола составляет 3000 рублей. Зарплата столяра 30 000 руб/мес.
За месяц он изготавливает и упаковывает 100 столов, и при этом расходует лакокрасочных материалов на 50 000 рублей, покупает 10 упаковок наждачной бумаги ценой 300 рублей за упаковку, и каждый месяц платит мастеру по заточке дисков 3000 рублей.
Плюс упаковочные материалы обходятся 200 рублей за 1 стол.
А ещё участок столяра ежемесячно потребляет горячей воды и электроэнергии на 10 000 рублей.
Каждый стол мы продаем за 10 000 рублей.
🔵 3 шага расчёта рентабельности методом полного поглощения затрат (МППЗ)
Шаг 1. Считаем полную себестоимость единицы продукции:
- стоимость материалов = 3000 рублей
- зарплата столяра = 30 000 руб. зарплаты ÷ 100 столов
- расходные материалы (ЛКМ) = 50 000 руб. ÷ 100 столов
- расходные материалы (наждак) = 3000 руб ÷ 100 столов
- расходные материалы (упаковка) = 200 руб
- прочие производственные накладные расходы (заточка) 3000 руб ÷ 100 столов
- электричество и отопление = 10 000 руб ÷ 100 столов
ИТОГО себестоимость: 4160 руб.
Шаг 2. Считаем валовую прибыль на единицу продукции
- 10 000 - 4160 = 5840 руб
Разница между ценой продажи и себестоимостью составляет 5840 рублей. Теперь самое интересное — расчёт рентабельности.
Шаг 3. Считаем рентабельность продукции по методу МППЗ
Для этого мы поделим валовую прибыль на себестоимость и умножим на 100:
Рентабельность продукции = (5840 ÷ 4160) × 100% = 140.38%
Выполним проверку: прибавим к себестоимости полученный процент рентабельности. Должны получить цену реализации.
Считаем: 4160 + 140.38% = 10 000 руб.
Вот поэтому я и говорю, что рентабельность продукции и наценка —это одно и то же. Единственное отличие только в том, что наценку можно посчитать как в деньгах, так и в процентах, а рентабельность продукции — только в процентах.
Получается, что каждый проданный стол приносит нам 140.38% валовой прибыли от его себестоимости при использовании метода полного поглощения затрат. Это хороший результат!
Давайте посмотрим, что происходит с рентабельностью продукции с теми же исходными данными при использовании на предприятии маржинального метода учёта.
🔴 Считаем рентабельность продукции при маржинальном методе учета затрат (ММ) за три шага
Шаг 1. Считаем себестоимость единицы продукции:
По сравнению с методом полного поглощения теперь в калькуляцию попадают не все статьи накладных производственных затрат, а только переменная их часть
постоянные накладные расходы не включаем в себестоимость, я зачёркиваю их ниже, и не считаю
Остальное остается как было:
- стоимость материалов = 3000 рублей
- зарплата столяра = 30 000 руб. зарплаты ÷ 100 столов
- расходные материалы (ЛКМ) = 50 000 руб. ÷ 100 столов
- расходные материалы (наждак) = 3000 руб ÷ 100 столов
- расходные материалы (упаковка) = 200 руб
прочие производственные накладные расходы (заточка) 3000 руб ÷ 100 столовэлектричество и отопление = 10 000 руб ÷ 100 столов
ИТОГО себестоимость: 4030 руб.
Шаг 2. Считаем маржинальную прибыль на единицу продукции
- 10 000 - 4030 = 5970 руб
Разница между ценой продажи и себестоимостью составляет 5970 рублей. Теперь самое интересное — расчёт рентабельности маржинальным методом.
Шаг 3. Считаем рентабельность продукции маржинальным методом
Для этого мы поделим маржинальную прибыль на себестоимость и умножим на 100:
Рентабельность продукции = (5970 ÷ 4030) × 100% = 148.20%
Это и есть рентабельность по маржинальной прибыли (Margin Profitability). Про другие виды рентабельности поговорим ниже.
Какие ещё виды рентабельности бывают
В этой статье не буду прописывать формулы и приводить примеры расчета, просто скажу, что кроме рентабельности продукции также известны и часто используются в анализе финансово-хозяйственной деятельности эти виды рентабельности:
- рентабельность продаж (ROS – Return on Sales)
- рентабельность по валовой прибыли (Gross Profit Margin)
- рентабельность по маржинальной прибыли (Margin Profitability)
- рентабельность по операционной прибыли (OP – Operating profitability)
- рентабельность по чистой прибыли (NPM – Net Profit Margin)
Анализ показателей рентабельности продукции
Самый простой способ провести анализ рентабельности продукции — сопоставить фактическое значение с плановым.
Правда, для этого необходимо вести учёт затрат по статьям, и регулярно планировать себестоимость производства.
Также принято использовать горизонтальный анализ, т.е. сравните фактические значения текущего периода с фактом предыдущего периода, а также с фактом аналогичного периода прошлого года.
Какой должна быть рентабельность продукции?
Правило на этот счёт самое простое — чем выше рентабельность продукции, тем лучше для финансовой устойчивости. Но нужно помнить об эластичности спроса по цене — не всегда рынок готов в том же объеме покупать товар с увеличивающейся рентабельностью. Общее правило эластичности таково, что при меньшей цене (а значит — рентабельности продукции) рынок готов приобрести большее количество товара.
В чем разница между маржой, наценкой, валовой прибылью, маржинальной прибылью и рентабельностью продукции?
- Рентабельность продукции: это процентный показатель, который показывает, какую прибыль вы получаете от продажи каждой единицы продукции относительно её себестоимости.
- Маржа, Маржинальная прибыль: это разница между ценой продажи и переменными затратами. Маржа показывает, какую прибыль вы получаете от продажи каждой единицы продукции относительно её цены реализации. Может считаться как в деньгах, так и в процентах. Маржа в процентном выражении никогда не может быть больше 100%.
- Наценка: измеряется как в рублях, так и в процентах. В рублях это всегда та же сумма, что и сумма маржи. Это процент, на который вы повышаете себестоимость продукции, чтобы получить цену продажи. В процентах всегда равна рентабельности продукции. И всегда выше процента маржи.
- Валовая прибыль: разница между выручкой и полной себестоимостью
Возьмём наш кейс со столом:
◽️Рентабельность продукции = 148% для маржинального метода учета затрат и 140% — для метода полного поглощения.
◽️ Наценка = 5970 руб или 148% для маржинального метода учета, и 5840 руб. или 140% — для метода полного поглощения затрат.
◽️ Валовая прибыль = выручка - полная себестоимость = 5840 руб. Применяется только при использовании метода полного поглощения затрат.
◽️ Маржа, Маржинальная прибыль = выручка - переменные затраты = 5970. Применяется только при маржинальном методе учета затрат. В процентах 59.7% (маржинальная прибыль 5970 ÷ цена реализации 10 000)
На что влияет рентабельность продукции
От процента рентабельности сильно зависит точка безубыточности: чем ниже рентабельность продукции, тем больше единиц товара нужно продать чтобы компания вышла на безубыточность.
Но это классические ножницы: чем выше рентабельность продукции, тем меньше на неё спрос на конкурентном рынке. Причина — в эластичности спроса по цене, о чём уже говорили выше.
Где посмотреть среднюю рентабельность продукции для предприятий своей отрасли
Сайт налоговой в формате эксель публикует среднеотраслевые сведения о рентабельности товаров. Можно загрузить файл, и сравнить свои данные со средними по отрасли. Если разница получится более 10% — это сигнал для налоговой лишний раз обратить на вас своё внимание.
Как увеличить рентабельность продукции?
Известно всего 2 рецепта увеличения рентабельности продукции:
- сократить издержки
- поднять цену продажи
И все способы крутятся вокруг этого с учетом специфики компании, продукта и рынка.
Идеально, если сокращение издержек можно организовать за счет доли постоянных затрат.
Калькулятор рентабельности продукции
Даю ссылку на свой калькулятор рентабельности продукции в гугл-таблице. Как воспользоваться:
- Перейдите по ссылке на вкладку «Калькулятор маржи и наценки»
- в первой таблице введите значения строк 1 и 2 и в строке 5 (выделено зелёной рамкой) увидите рентабельность продукции в %%.
Бонусом идет вкладка с калькулятором точки безубыточности, а также прочие расчеты себестоимости и розничной цены при заданном уровне маржи.
Михаил Морозов
•••••
→ → «Инвестиционный комитет» в Телеграм
•••••