Посмотрим, что писали в главной американской газете на следующий день после прилунения. Это 12-я страница газеты
Вот вся страница целиком:
И схемы крупно:
А теперь перевод текста. Я его основательно отредактировал, но если будут шероховатости, прошу прощения. Я старался. Если будут замечания, исправлю.
ПЕРЕВОД СТАТЬИ:
"Лунный модуль Орел (Eagle) начал свой финальный спуск на лунную поверхность с высоты 50 тыс. футов - примерно с той высоты, на которой обычно над Землей летают военные самолеты.
Спуск начался с мягкого, на одну десятую тяги, запуска двигателя лунного модуля, а затем - с нарастания тяги двигателя до полной мощности 9.850 фунтов.
Орел летел хвостом - или соплом ракеты - вперед. Таким образом, работа двигателя привела к торможению аппарата и его "сходу" с лунной орбиты в сторону целевой площадки в районе Моря Спокойствия.
Время запуска двигателя, называемого "торможением с помощью силовой установки", - 4:05 по восточному летнему времени. Расстояние до места посадки составляло не более 300 миль.
В течение нескольких минут перед запуском Нил Армстронг (командир корабля Apollo 11) и полковник Эдвин Олдрин-младший выполняли тщательно запланированные действия по подготовке к этому исключительно важному этапу - запуску двигателя.
Используя клавиатуру из 19 квадратных черных клавиш, они вводили в компьютер "Программу 63". Они дважды перепроверили цифры на мигающем дисплее над ними. Они щелкали переключателями и поворачивали тумблеры. И нажимали на клавиатуре кнопку "PRO", означающую "продолжить" (proceed).
Двигатель запускается компьютером
На самом деле двигатель запустил компьютер. Компьютер, следуя инструкциям, введенным с клавиатуры, должен был выполнять все действия по дросселированию и управлению маневровыми двигателями, пока Нил Армстронг вручную не возьмет управление на себя вблизи изрезанной кратерами лунной поверхности.
Орел" двигался хвостом вперед. Таким образом, два астронавта, "стоящие" перед своими приборными панелями и индивидуальными треугольными иллюминаторами, в момент начала финального спуска двигались ногами вперед.
"Стояли" — это неточно, так как они все еще находились в невесомости, не имея возможности осмысленно почувствовать верх/низ. Они должны были удерживаться на месте с помощью ремней, захватов для обуви и тех средств, которые иногда добавляли им поддержку, хватались за поручни.
Была важная причина, по которой первые 26 секунд двигатель работал только на одной десятой тяги. Это было сделано для того, чтобы карданный подвес, обеспечивающий базовое управление, успел точно определить центр тяжести находящегося над ним аппарата. Это позволило направить тягу точно в нужную сторону.
Тот же самый двигатель, на одной десятой тяги, был использован на другой, обратной, стороне Луны, чтобы вывести лунный модуль с круговой орбиты высотой 69 миль до нижней точки 50.000 футов. Теперь он вновь заработал, чтобы спустить Eagle с этих 50.000 футов до поверхности Луны.
В первые минуты спуска иллюминаторы были повернуты вниз, чтобы астронавты могли сравнить пролетающую внизу поверхность Луны с тем, что они ожидали увидеть по картам. Пилоты вообще предпочитают, чтобы поверхность Земли как можно дольше оставалась в поле зрения.
Корабль перевернулся
Во время спуска перевернуться "Орлу" удалось не сразу. Когда аппарат опустился на высоту 43.300 футов, компьютер перевернул его, как хот-дог на сковородке, оставив астронавтов смотреть на звезды сверху.
Это было необходимо для того, чтобы четыре луча посадочного радара начали наводиться на лунный грунт внизу. Один из них должен был сообщить астронавтам их высоту, а три других - рассчитать скорость снижения.
На самом деле, по замыслу разработчиков, начальный разворот составлял всего 174 градуса вместо полных 180, что давало лучу радара лучший "угол обзора" на этом этапе.
К моменту снижения капсулы до высоты 39.500 футов экипаж должен был получить точные данные о высоте. Во время спуска связь была несколько искажена, и оба астронавта были не очень разговорчивы. Но, судя по всему, данные о высоте были получены почти в срок. Данные о скорости спуска должны были поступить позже.
Продолжение снижения
Всего за несколько минут до этого произошел один из немногих обменов данными между космосом и Землей, который на мгновение заставил усомниться в том, что все работает достаточно хорошо для того, чтобы осуществить лунную посадку.
Сообщение с посадочного модуля гласило: "Похоже, что мои данные о местоположении по дальности немного не соответствуют действительности".
Майор Чарльз М. Дьюк-младший, астронавт, выполнявший функции капкома в центре управления в Хьюстоне, подтвердил сообщение. Через минуту он добавил: "Я думаю, это прекратится. Вы выходите на связь через четыре минуты. Вы можете продолжать спуск с работающим двигателем".
И он остановился. "Четыре минуты" означали время, прошедшее с момента запуска спускаемого аппарата до посадки, которое должно было составить около 12 минут. До места посадки оставалось около 95 миль.
Наступило время принятия важного решения
Это можно сравнить с решением о запуске двигателя на высоте 50.000 футов и сходе с лунной орбиты. ,
Новая точка принятия решения находилась на высоте около 36 000 футов (через пять минут после запуска двигателя). Это была последняя точка, из которой можно было подняться обратно на орбиту стыковки с головным кораблем - командным модулем, все еще вращающимся на орбите высотой 69 миль, - используя только спускаемый аппарат.
Ниже этой точки было необходимо израсходовать топливо спускаемого аппарата, затем отделить нижнюю, или спускаемую, ступень двухступенчатого аппарата и с помощью взлетной ступени вернуться к месту встречи (стыковки).
Никаких проблем
Это означало бы сброс "расходных материалов" нижней посадочной ступени - кислорода, топлива, аккумуляторов и т.п. Они могли понадобиться, если бы на борту командного модуля возникли проблемы.
Но проблем не возникло, и момент принятия решения прошел незаметно.
К этому моменту компьютер начал вводить двухместный корабль в постепенный маневр под названием "крен вверх" (pitch up). Это было сделано для того, чтобы космонавты смогли увидеть местность, где их поджидало множество неизвестных опасностей.
Астронавты летели ногами вперед, головой вверх. Таким образом, "крен вверх" был запрограммирован так, чтобы повернуть их вокруг оси. К моменту снижения модуля до высоты 27.000 футов они прошли примерно треть пути по вертикали.
Теперь все происходило быстрее. На высоте 24.639 футов компьютер был запрограммирован на снижение тяги до уровня менее 60%. Технически это называется "дроссельное регулирование" (throttle recovery).
"Уменьшение дросселирования лучше, чем на тренажере", - передал экипаж по радио в Хьюстон.
На высоте 23.200 футов лучи радара, рассчитывающего скорость снижения корабля, должны были начать выдавать уверенные показания. Очевидно, так и произошло. К этому времени аппарат снизился на две трети пути.
Фаза торможения
Если бы радар не смог считать достоверные показания на высоте 13.000 футов, это означало бы "прерывание" полета.
Весь спуск с двигателем до этого момента был частью так называемой фазы торможения. Ее основной целью было погасить основную часть скорости модуля, вращающегося вокруг Луны. Она была направлена на точку в пространстве на высоте 7,7 тыс. футов над поверхностью Луны и примерно в пяти милях от места приземления. Эта точка была известна как "высокие ворота" (high gate).
На высоте около 18 тыс. футов, через семь минут после начала спуска с высоты 50 тыс. футов, тангаж зашел достаточно далеко, чтобы горизонт Луны оказался в нижней части иллюминатора. Но место посадки все еще находилось ниже уровня глаз.
Наконец, где-то в районе "high gate" площадка (место посадки) поднялась и стала видна. Скорость корабля над поверхностью к этому времени снизилась с 3.818 миль в час, на которой он начал финальный спуск, до примерно 370. Но вертикально он снижался со скоростью около 90 миль в час.
На высоте 7.700 футов началась так называемая фаза захода на посадку с новой целью в "низких воротах", расположенных на высоте 500 футов.
Теперь, когда место посадки было в поле зрения, главной целью двух астронавтов было оценить, насколько подходящим выглядит место посадки - достаточно ли оно свободно от кратеров и камней.
Сходящиеся линии
Астронавты могли определить место посадки по градуированным вертикальным и горизонтальным линиям на иллюминаторах. Называемый "целеуказатель точки приземления", он напоминал прибор, используемый на истребителях для наведения орудий.
Если реальная площадка выглядела слишком опасной, как это в конечном итоге показалось Армстронгу, он мог дать компьютеру команду перенести траекторию спуска в другое место. Для этого достаточно было щелкнуть переключателем на регуляторе ориентации.
Большим опасением всегда было то, что при посадке одна или несколько из четырех опор корабля могут удариться о крупный валун или опуститься в невидимый кратер. В любом случае это может привести к опрокидыванию корабля на бок или к такому резкому крену, при котором двигатель не сможет вывести его с Луны на окололунную орбиту.
Непосредственно перед нижней точкой наступал еще один важный момент принятия решения. Необходимо было убедиться, что на борту посадочного аппарата имеется не менее шести часов "расходных материалов" - не образовалось ли утечки кислорода или топлива, которые бы опустошали эти запасы. Проблем не было.
Нижняя точка (low gate) находилась всего в трех милях от первоначально намеченного места высадки. Это было начало так называемой фазы посадки.
В этот момент по плану командир "Аполлона-11" Армстронг должен был перейти от полностью автоматического полета к полуавтоматическому. Другими словами, он перестанет полностью полагаться на компьютер, который будет переводить запрограммированные команды в движения главной дроссельной заслонки и в струи ракеты управления положением.
В полуавтоматическом режиме он мог изменять скорость спуска с шагом всего один фут в секунду, щелкая регулятором, расположенным под левой рукой, вверх и вниз. Но этого было недостаточно для Армстронга, так как вскоре после исторического приземления на Луну экипаж обратился к нему по радио.
"Хьюстон, - пришло сообщение, - автонаведение привело нас прямо в кратер размером с футбольное поле с большим количеством крупных валунов и камней на протяжении примерно одного-двух диаметров кратера вокруг него. И нам пришлось вручную пролететь над этим каменным полем, чтобы найти достаточно хорошую зону".
Переход на ручное управление
Он ввел в компьютер программу, которая позволила ему полностью перейти на ручное управление. Он сделал это для того, чтобы растянуть посадку, прощупать враждебную лунную поверхность и найти ровный участок.
Для земных слушателей эти последние маневры казались бесконечными. Для летчиков они были признаком того, что опытному летчику-испытателю, возможно, не все пришлось по вкусу в месте посадки.
"Снижение два с половиной", - доложил по радио, вероятно, полковник Олдрин. "Вперед, вперед на 40 футов. Снижаемся на два с половиной. Поднимаю пыль. Тридцать футов. Два с половиной вниз. Тень. Четыре вперед, четыре вперед, немного отклоняемся вправо".
Топливо в спусковом двигателе было на исходе. Это не означало неминуемой опасности. Но это создавало угрозу того, что если подходящее место не будет найдено вовремя, экипаж, используя в основном двигатель подъема, не сможет вернуться на орбиту, и цель, которая была так близка, не будет достигнута.
Мгновение спустя. С борта "Орла" донеслись приветственные слова: "Есть свет - "контакт". Это означало, что в кабине пилота загорелась синяя лампочка, указывающая на то, что один из пятифутовых зондов, протянутых под тремя из четырех опор, коснулся поверхности.
Почти сразу же Орел опустился на твердую почву, и экипаж передал по радио, что двигатель отключен."
Спуск с орбиты на поверхность Луны сейчас можно посмотреть на этом ролике (и на многих других на ютубе)