Лук, появившись в эпоху мезолита, на протяжении тысячелетий оставался одним из основных видов орудий охоты и войны. Письменные источники позволяют утверждать, что изготовление луков было довольно традиционным для русского Средневековья
Русские летописи неоднократно упоминают среди многочисленных профессий ремесленников и профессию лучников. Мастера-лучники упомянуты как в источниках XIII века, так и в письменных источниках XV−XVII веков. Помимо них в XIII веке называются тульники, которые могли специализироваться на изготовлении колчанов и, возможно, налучий. Были они и гораздо раньше.
В XV веке наряду с мастерами-лучниками появляются упоминания нового типа лучных мастеров — мастеров-саадачников, которые изготавливали не только лук, но и колчаны, и налучья (саадачные чехлы). Возможно, этот термин является поздним синонимом мастеров-лучников древнерусских источников. Так, в документах дипломатических отношений Ивана III с королем Казимиром упоминается некто «Зиновка саагадачник», который был ограблен литовскими людьми. Среди предметов, украденных у мастера, упомянуты краски, шелк, то есть, несомненно, эти мастера специализировались не только на обработке деревянных частей лука, его костяных деталей, но и могли работать по отделке богатых колчанов и налучий. В описи Московской Оружейной палаты, основанной в XVI веке, упоминаются «луки московские». Последнее является обозначением места производства этих луков. Луки московские упомянуты наряду с бухарскими, крымскими, персидскими и турецкими.
В каких городах делали луки
Наиболее ценной находкой являются остатки лука, обнаруженные в 1953 г. при раскопках на Неревском конце древнего Новгорода в хорошо датируемом слое XII-XIII вв.
Костяная накладка сложного лука с родовым знаком князя Мстислава была обнаружена при раскопках 1930-1931 гг. в Таманском городище — поселении Тмутараканского княжества, основанного во время похода Киевского князя Святослава в 60-х годах Х века.
Находки комплектов костяных накладок от рукоятей и концов луков IХ - ХIII вв. были и в Чернигове, Старой Ладоге, Старой Рязани, Вщиже, Турове, Воине, Колодяжине и многих других памятниках. Кроме того, археологи не раз находили заготовки и отходы производства костяных деталей сложных луков, налучий, колчанов и защитных приспособлений, употреблявшихся при стрельбе из лука. На основе этого можно сказать, что луки делались во многих древнерусских городах.
На Руси делались луки, которые были пригодны для использования в любую погоду - и в жару, и в дождь, и в мороз. В ХV в. летописец отметил, что в стычке с татарами в мороз наши лучники успешно обстреливали татар, а их луки не могли стрелять изза мороза. Как правило, конные лучники использовали более короткие луки, а пешие воины - более длинные, но это еще требует выяснения. Луки конных кочевников южнорусских степей имели длину до 180 см.
Конфигурацию — внешний вид сложного лука можно видеть на всех древнерусских изображениях, сохранившихся до нашего времени. Она имеет форму буквы «М» с плавными перегибами. Сложным лук назывался из-за того, что изготавливался из нескольких кусков древесины разных пород.
Сложный процесс
Процесс изготовления лука в Древние времена был не менее сложным, чем при изготовлении современных, и складывался из ряда последовательных операций. Учитывая же примитивность древней техники, необходимо было быть большим умельцем, чтобы создать столь сложное оружие.
На изготовление луков шла древесина лиственицы, сосны, ели, кедра, березы, вяза, клена, черемухи, яблони, груши.
Очищенные от коры заготовки в течение нескольких дней подсушивались на воздухе в затемненном месте, затем вчерне обрабатывались топором и ножом и вновь просушивались. Из подготовленных таким образом заготовок вырезались основные части лука, которые опять высушивались, но на этот раз на солнце. Затем части лука склеивались рыбьим клеем. Для приготовления самого прочного клея служили плавательные пузыри осетров. Они очищались от верхнего слоя, набивались травой и высушивались на солнце. Затем их разжевывали и без добавления воды растапливали на огне. О прочности склейки можно судить по тому, что, пролежав в земле несколько столетий, луки сохранили свою целостность.
После завершении этих работ лук обклеивался берестой. Бересту снимали с берез, растущие на сухих возвышенных местах, с тех участков стволов, где не было сучков, трещин и других дефектов.
Внутренние слои бересты (а лишь они шли в дело) вываривали около часа в закрытом сосуде, не доводя воду до кипения.
Окончательным этапом отделки лука было его украшение, которое древнерусские мастера делали чрезвычайно разнообразным.
Тетива для древнерусских луков делалась чаще всего из шелковых нитей, а также и из «кишечной струны», сухожилий животных и скрученных ремешков сыромятной кожи.
📌Читайте также :