В одной из своих предыдущих статей я уже рассказывал вам о кастах, о том, как работает эта система и что подобное деление людей на определенные «классы» (или варны) существует не только в Индии, но и в Непале, на Шри-Ланке и на Тибете. Сегодня я тоже хочу поговорить о кастовой системе, о существовании которой вы, возможно, даже не догадывались. Речь пойдет о кастах и варнах Древней Руси.
И здесь необходимо сразу оговориться, что принцип индийских варн несколько отличается от славянской модели. Дело в том, что согласно установленным еще в Древней Индии правилам формирования и деления общества, люди могли жить и развиваться только в пределах своей варны, данной им по праву рождения, и изменить подобное положение дел было либо крайне сложно, либо практически невозможно. Люди, принадлежащие к низшим кастам, не просто проживали свою жизнь, занимаясь исключительно ремеслом, продиктованным им варной, но и передавали эту участь последующим поколениям.
Столетиями индийцы принимали свою судьбу как должное и верили, что если уж человек родился в самой низшей касте, то ему на роду написано заниматься исключительно тяжелой и грязной работой. Такова философия индийского народа, которой местные жители придерживаются уже ни одну сотню лет.
Кастовая система Древней Руси все же была более справедливой и гибкой. Она хоть и диктовала людям, чем им предстоит заниматься всю последующую жизнь, однако при этом, в отличие от индийской, давала право выбора. Для определения принадлежности к той или иной варне, на Руси проводился специальный обряд, во время которого ребенок сам определял свою дальнейшую судьбу.
Перед ним раскладывали несколько предметов, каждый из которых символизировал принадлежность к той или иной варне: книга – варна Ведающих, оружие – варна Витязей, предмет труда – варна Тружеников, монета – варна Весей. А дальше просто наблюдали за тем, какой выбор сделает ребенок.
Если же он выбирал орудие труда, то с этого момента вся его жизнь накрепко связывалась с варной Тружеников – людей, для которых физически труд являлся истинным призванием. Они любили, а главное умели, работать на земле, старались все делать своими руками и, конечно же, большое место в их жизни занимали рукоделие и ремесла, в которых использовался ручной труд. Физическая работа для Тружеников – не наказание, не тяжкая доля, а именно призвание, которое, по большому счету, они выбрали сами.
Если же ребенок тянулся к монетке, то его варна – Веси. Люди, принадлежащие к этой варне, как правило, считались хорошими торговцами и предпринимателями, если говорить современным языком. Они хорошо умели организовывать труд других людей, да и торговля с их подачи шла бойко и выгодно для обеих сторон. Люди из варны Весей обладали острым умом и деловой хваткой, поэтому, можно предположить, что жили они неплохо. Я имею в виду финансовую сторону вопроса.
Выбирая оружие, ребенок отдавал предпочтение варне Витязей – проще говоря, военных. Люди, принадлежащие к этой варне, были призваны защищать государство и, если нужно, отстаивать интересы своего народа перед лицом врага. К слову, большинство русских князей относились как раз к варне Витязей (но не только), что, по сути, правильно, ведь защита народа – их основная задача.
Ну а если ребенок выбирал книгу, то его жизненный путь с этого момента был связан с Ведающими – самой немногочисленной, однако самой важной в духовном плане славянской варной. Считалось, что именно Ведающие служили своеобразным гарантом духовного развития русского народа.
Именно они являлись хранителями истории, летописцами, мудрецами, советниками, способными влиять на исход того или иного важного государственного события. Из Ведающих также выходили многие русские князья, поскольку считалось, что своей мудростью они способны предотвратить войны. На Руси верили, что пока есть Ведающие, русский народ ни умрет.
Это что касается основных варн, которых на Руси, как и в Индии, было всего четыре. А вот каст, как вы понимаете, гораздо больше! И если в индийском обществе самой низшей кастой считались «неприкасаемые», которых по большому счету и за людей-то не считали, то на Руси с подобным разделением было чуть сложнее, и, так называемых, низших каст, было гораздо больше.
И начнем мы с обычных крестьян, которых в 14-16 веках на Руси называли смердами. Слово это иностранное, имеющее индоевропейское происхождение, и, по сути, означающее «простой» или «зависимый» человек. Изначально смерды были самыми обыкновенными и, подчеркну, свободными жителями деревень, занимавшимися земледелием и сельским хозяйством.
Однако их вольная жизнь закончилась с введением крепостного права, и все бывшие когда-то свободными крестьяне превратились в практически бесправную собственность князей и помещиков. У смердов по-прежнему остались свои земельные наделы, однако в их обязанности входила также и обработка земли хозяина, и на свою, как правило, уже не оставалось ни сил, ни времени.
После принятия Русью христианства смердов стали называть более привычным словом «крестьянин», что в буквальном смысле означало «христианин». А бывшее когда-то популярным понятие «смерд» вдруг стало считаться языческим и приобрело негативный характер. Смердами на Руси стали презрительно называть простолюдинов. Также крестьяне, бывшие смерды, несли воинскую повинность.
Они могли либо участвовать в боевых действиях лично, либо выполнять функции поставщиков лошадей для конной армии. Также крестьяне входили в состав сельской общины и могли передавать земельные наделы по наследству своим сыновьям. Если же сыновей в семье не было, то после смерти крестьянина, его землю забирал помещик.
Как мы видим, смерды, хоть и были народом подневольным, все же некоторыми правами, пусть и номинальными, но обладали. В отличие от холопов – самой низкой касты, существовавшей во времена Древней Руси. Холопы не обладали абсолютно никакими правами и, по большому счету, влачили рабское существование. К слову, данное положение дел исправил лишь Петр Первый в 1723 году!
А до этого времени рабы на Руси делились на две категории: собственно, холопы, рабочая сила, набранная из местного населения, и челядины – люди, которых князья приобретали во время завоевательных походов на соседние земли. Челядины ценились еще меньше, чем холопы, и, по сути, считались вещью, а не живыми людьми.
Рабское положение холопа отражалось во многих моментах, начиная с того, что жизнь холопа целиком и полностью принадлежала его хозяину. И, если тот в порыве гнева мог убить своего раба, то, конечно же, никакого наказания ему за это не светило. А вот если он убил или покалечил чужого холопа, то ему придется выплачивать штраф, как за порчу имущества.
Также холопы не имели земельных наделов или какой-либо другой ценной собственности. Они выполняли всю работу в домах своих господ и наряду со смердами обрабатывали землю. Холопам на Руси, как и «неприкасаемым» в Индии, доставалась самая грязная и тяжелая работа, за которую больше никто не хотел браться. Однако иногда холопов обучали некоторым полезным в быту ремеслам, чего, скажем, не происходило со смердами.
И, если холоп проявлял свои способности и трудолюбие в полной мере, и был полезен господину, то последний мог даже выделить ему отдельное жилье, а в самых исключительных случаях даровать вольную. Но такое происходило крайне редко, и зачастую наиболее перспективных работников просто продавали, ведь, чем лучше его способности и чем большим количеством умений он обладал, тем выше его цена на рынке.
Собственно, холопы окончательно перестали быть рабами лишь в 1861 году, когда было отменено крепостное право. Тогда же на Руси появилась и еще одна каста – мещане, состоящая из ранее отпущенных на волю крестьян (смердов), а также боевых холопов, которые по тем или иным причинам были освобождены от несения воинской службы.
Стать мещанином – означало обрести не только свободу, но и права и обязанности вольного гражданина. Именно поэтому очень скоро мещане обзавелись лавками, начали заниматься ремеслами, торговать на рынке фруктами и овощами, выращенными на своих участках, но обязаны были при этом платить налоги.
Екатерина II даже официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года. С этого момента мещане по своему статусу практически сравнялись с купцами: они также считались «правильными» городскими обывателями, и даже владели большей частью городского недвижимого имущества.
Каста мещан постоянно претерпевал изменения. Некоторые мещане, которые не хотели платить налоги, становились крестьянами и работали исключительно для себя. Другие же, которые чувствовали в себе потенциал идти дальше, получали образование и поднимались на ступеньку выше, становясь разночинцами.
Так, собственно, и происходила эволюция русского общества, когда представители одних каст переходили в другие, и это считалось вполне нормальным явлением. Вероятно, в этом и заключалось основное отличие славянской кастовой системы от индийской: возможность не просто плыть по течению в лодке, дарованной при рождении, а постоянно менять направление этого самого течения, дабы сделать жизнь лучше, проще и комфортнее.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, короткие видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!