Предположим, играя в баскетбол вы предельно концентрируетесь на броске — у вас никогда, или почти никогда, не будет для этого свободного времени, если вы не находитесь один перед корзиной. Когда играют две команды, возможность для броска — это короткое, мимолетное мгновение, в течение которого необходимо следить не только за корзиной, но и за окружающими игроками, а также за равновесием и осанкой, которые позволят вам выполнить результативный бросок.
Лучшие игроки — это те, кто следит за постоянно меняющимся положением игроков, своих и команды соперника. Большую часть времени их концентрация направлена на очень большую область или пространство; корзина просто остается на заднем плане их сознавания, откуда мимолётно по возможности она становится центром внимания.
Лучшее и наиболее полезное внимание похоже на то, что мы делаем при чтении. Когда мы видим всю страницу целиком, то не можем воспринять ничего из ее содержания, хотя и можем сказать, на каком языке она написана — английском или каком-то другом, который мы не можем прочитать. Чтобы читать, мы должны сосредоточиться на небольшом участке страницы, даже не на целой строке — возможно, всего лишь на одном слове, если оно знакомое и короткое. Если вы умелый читатель, то просто продолжаете перебирать слово за словом или группы слов, на которые обращает внимание наше макулярное зрение, которое представляет собой лишь незначительную часть сетчатки с достаточно хорошим разрешением, чтобы четко видеть мелкий шрифт.
Хороший способ использования нашего внимания, по большей части, похож на чтение. Нужно воспринимать фон (всю страницу) приглушенно и научиться четко сосредотачиваться на точке внимания (концентрация) стремительно переходя к следующей, так что беглое чтение подразумевает чтение от 200 до 1000 слов в минуту, как это могут делать некоторые люди.
Поэтому не концентрируйтесь, а скорее присутствуйте во всей ситуации, теле и окружающем вас, сканируя все в достаточной степени, чтобы сознавать любые изменения или различия, концентрируясь лишь настолько, чтобы воспринимать их.
В целом, важно не то, что мы делаем, а то, как мы это делаем. Так, мы можем отказывать любезно и принимать неблагосклонно. Следует также помнить, что это обобщение не является законом и, как и другие обобщения, оно не всегда верно.
В начале не говорится каким будет конечный этап
Преобладающие методы образования настолько нас закрепостили, что зная, о том что требуется, мы делаем все возможное, чтобы достичь этого, боясь потерять лицо, невзирая на то, чего нам это стоит. Нам внушили, что мы не должны быть худшими из всех. Мы будем кусать губы, задерживать дыхание и уродовать нашу напряженную самость, чтобы чего-то добиться, когда у нас нет четкого представления о том, как мобилизовать себя для выполнения этой задачи. Результат — чрезмерные усилия, губительное напряжение и безобразное исполнение.
Мы легче учимся — сокращая стремление к достижению и обращая внимание на средства достижения. Достигая — мы теряем стимул к научению и, следовательно, соглашаемся на более низкий уровень, чем тот потенциал, которым мы наделены. Откладывая окончательное достижение, и уделяя внимание эффективности наших средств, мы устанавливаем для себя более высокий уровень достижения, даже если не сознаем, что поступаем именно так. Знание того, что требуется достичь прежде, чем мы научились учиться, достигает лишь предела нашего невежества, которое зачастую является всеобъемлющим. Такие пределы по своей сути ниже тех, на которые мы можем рассчитывать после того, как улучшим наши знания.
Делайте чуть меньше, чем можете
Делая чуть меньше, чем вы действительно можете, вы достигнете более высоких результатов, чем те, которые можете представить сейчас. В процессе научения делайте немного меньше, чем можете. Тем самым вы поднимете свои возможные достижения на более высокий уровень.
Предположим, что вы человек среднего возраста с обычной для этого возраста комплекцией и спустя несколько лет вы хотите снова заняться бегом, и отправляетесь в путь с той скоростью, которую помните: вскоре вы обнаружите, что запыхались, ваше сердце колотится, и вы вынуждены остановиться, обнаружив, что не достигли того, чего намеревались.
Более того, скорее всего, вы будете в целом скованны и вам будет очень трудно упорствовать в том, что вы задумали.
Теперь предположим, что вы делаете свою первую попытку чуть медленнее максимальной скорости, на которую вы способны в данный момент, и, посмотрев на часы, вы обнаруживаете, что не достигли того, на что были способны раньше. При этом вы будете чувствовать и думать, что могли бы сделать немного лучше, если бы действительно старались изо всех сил. Это чувство побудит вас попробовать еще раз. Следующая попытка в любом случае будет немного быстрее, так что, продолжая делать немного меньше, чем раньше, вы продолжаете совершенствоваться. В конце концов, довольно скоро вы сможете показать себя лучше, чем в молодые годы, когда юношеская выносливость и амбиции заставляли вас всегда делать все возможное. Мудрость в том, чтобы делать немного меньше, чем действительно можешь, отодвигая отметку достижения далее и далее по мере приближения к ней, подобно горизонту, который отдаляется по мере приближения к нему.