По международному мосту через Амур, соединившему в 2022 году Благовещенск с китайским городом Xэйхэ, в Россию приходят шахтовые погрузчики и самосвалы, фрукты и цветы, лекарства и продукты. Резидент территории опережающего развития (ТОР) создал инфраструктуру для их таможенного оформления, переформирования и отправки в самые отдаленные уголки России к конечным получателям. Как удается предприятию успешно хранить и транспортировать столь разные грузы — расскажем в нашем материале.
Первыми встречают грузы сотрудники таможенно-логистического терминала Каникурган, находящегося всего в трех километрах от моста. Такое расположение оптимизирует процесс оформления: здесь действует упрощенная таможенная процедура и имеются все условия для хранения разных типов грузов и перегруппировки товаров. У российских перевозчиков появилась возможность сократить маршрут перевозки до 1500 км.
— Более года назад мы приняли первые восемь грузовиков из Китая, которые проехали по мосту Благовещенск-Хэйхэ. Теперь же мы обслуживаем почти 250 транспортных средств ежедневно. За год с момента открытия движения по мосту через нас прошло более 200 000 тонн груза и 7 000 единиц различного транспорта, — рассказывает генеральный директор ТЛТ Каникурган Владимир Коновалов.
От болота до уникального в регионе логистического терминала
Еще три года назад в этом месте не было и намека на цивилизацию. ТЛТ Каникурган построен был с нуля на заболоченной местности Приамурья по принципу острова — здесь собственные инженерные системы, сети, котельная, водозабор. На огромных искусственных насыпях расположились административное здание из стекла и бетона, контейнерные площадки и автостоянки.
— Расположение в предмостовой зоне достаточно непростое. Это болотистая местность, и, по факту, терминал стоит на воде, как Петербург. В самом начале строительства нам пришлось создать огромные насыпные острова и поднять первую и вторую площадки на 6 метров над болотом. Поэтому, чтобы получить для ТЛТ это необходимое преимущество, нам пришлось изрядно постараться, — вспоминает руководитель компании.
В Каникургане, как и должно быть в логистическом терминале, все продумано и оптимизировано так, чтобы грузы следовали кратчайшим путем к конечному потребителю. Перевозчику не требуется открывать процедуру таможенного транзита, заполнять таможенную декларацию и вносить денежный залог. Зона таможенного контроля находится на территории терминала. Это экономит время и финансы.
— Большинство грузов, которые пересекают границу по международному мосту Благовещенск-Хэйхэ, так или иначе проходят через нас. Поэтому все крупные компании, в том числе резиденты ТОР, кто возит товары этим путем, успели с нами поработать. Из последних значимых — работа с Газпром гелий сервис. Накануне они первыми перевозили опасный груз в Китай. Это был тягач с сжиженным природным газом. После запуска завода сжижения природного газа на площадке ТОР под городом Свободный таких машин в месяц будет проходить по мосту несколько десятков, — рассказывает Владимир Коновалов.
Бизнес требует гибкости
Изначально «Каникурган» создавался под прием контейнеров — их можно ставить на складе в ряды. Но эти прогнозы не оправдались. По международному мосту приходит очень много крупногабаритной техники и грузов на полуприцепах. Руководство компании смогло изменить курс и расширить функционал площадки.
— Мы можем принимать практически все грузы, которые перевозят по международному мосту Благовещенск-Хэйхэ. До осени мы не можем принимать скоропортящиеся товары и опасные грузы, но после ввода в эксплуатацию второй площадки готовы работать со всем: от крупногабаритной техники до товаров, для хранения которых нужна постоянная поддержка температуры, — не без гордости говорит генеральный директор ТЛТ Каникурган, — география грузов тоже широка. Со всей России машины у нас: Москва, Питер, Тула, Орел, но в основном — Амурская область, Якутия и Приморье. Даже белорусы есть. Одномоментно на наших площадках могут находиться 350–400 грузовиков.
Команда терминала особое внимание уделяет хранению таких важных грузов, как лекарства и другие социально-значимые товары. Требуемые условия щепетильно соблюдаются и контролируются на каждом этапе обработки: выгрузка, хранение, переформирование, погрузка.
— Мы тщательно готовимся к каждому новому виду грузов. По факту любой груз для нас, как хрустальная ваза, — говорит Владимир.
Таможенная очистка с комфортом
На территории Каникургана несколько складов с постоянным температурным режимом. В Амурской области подобных объектов больше нет.
В зоне таможенного контроля для упрощения таможенных процедур расположен склад временного хранения площадью 3.5 тыс м2 для регистрации, досмотра грузов и оформления транзитов. Здесь 365 дней в году поддерживается постоянная температура. В помещении предусмотрена зона погрузки для всех типов транспортных средств, организовано стеллажное хранение грузов, закуплен парк техники.
Для скоропортящихся грузов смонтированы холодильные и морозильные камеры с независимой регулировкой температурных режимов от -28 °C до +2. Каждая камера вмещает 40 футовый морской контейнер.
— У нас в «штате» есть ричстакеры. Обычно они активно работают с контейнерами в крупных морских портах. В Приамурье такие машины используются впервые. Такие силачи могут поднимать груженые контейнеры до 45 тонн на высоту более 15 метров, — рассказывает Владимир Коновалов.
Льготы ТОР: стимул для роста бизнеса
Являясь резидентом ТОР, ТЛТ Каникурган пользуется налоговыми льготами и льготами по страховым взносам, административными преференциями. Это существенная помощь для любого нового бизнеса. Например, резиденты в течение трех лет не будут платить земельный налог, и в течение пяти лет — налог на прибыль и на имущество организаций. Полный перечень мер поддержки для резидентов ТОР можно прочитать на сайте Корпорации развития дальнего Востока и Арктики.
Планы на будущее: развитие и масштабирование
Руководство компании выбрало стратегию динамичного развития. Здесь учитывают и опыт, полученный за время работы, и нужды грузоперевозчиков. Благодаря этому открываются новые объекты по обслуживанию грузов и перестраиваются схемы движения, чтобы ускорить процесс.
На второй площадке грузового комплекса, которая вступит в действие осенью этого года, после оформления всех таможенных процедур грузы смогут храниться на мультитемпературном складе класса А. Он сможет поддерживать температуру от 2 до 8 градусов. По объемам хранения он сможет принимать еще больше грузов: товары повседневного спроса, овощи, фрукты и даже любой скоропортящийся товар.
Площадей для приема грузовой техники контейнеров и прочих грузов уже сейчас не хватает, поэтому рассматриваются варианты расширения территории еще на 50 000 квадратных метров.