Продолжаем.
3. Искусствовед - это не только про линии и экспрессию, но и про кропотливую, практически, детективную работу.
Пару слов о том, как интересно бывает собрать такую необычную выставку.
Но это не только про интерес, но и про тяжелый труд. По каким-то выставкам в Художественном бюро Добычиной сохранилось много материалов. По другим максимум – это “слепые” каталоги, где есть только имя, фамилия художника и, в лучшем случае, название картины рядом. А в худшем – “рисунок”, “натюрморт” и т.д. Что, конечно, дает, примерно, ноль информации. Где-то помогла опознать картину с выставки в Бюро статья-обзор с фотографиями в “Огоньке” за 1913 год (картину Рериха "Гнездо преблагое"). Где-то на картинах сохранились выставочные этикетки с эмблемой Бюро. Были и совсем неожиданные счастливые встречи. Например, портрет Надежды Добычиной (из ее личной коллекции) кисти Николая Бенуа долго искали. Была дневниковая запись отца Николая Александра Бенуа, что Надежда заказала ему свой портрет за “10 червонцев”. Но никто из искусствоведов, специализирующихся на творчестве семьи Бенуа, в глаза не видел этот портрет. Они только разводили руками. После анонса выставки на почту музея пришло сообщение - не заинтересует ли музей для выставки портрет Надежды? Представляете как все ахнули, когда стало понятно, что это именно тот самый портрет, который так долго искали. Он хранится у наследников Надежды Добычиной и нигде никогда не выставлялся ранее.
4. Немного женского тщеславия: еще портреты Надежды Добычиной.
О портрете Надежды Добычиной кисти Николая Бенуа с интересной историей обнаружения я как раз выше рассказала.
Но есть и еще два, о которых точно стоит упомянуть. Женщина на них одна и та же изображена, а вот результат получился очень разный.
Константин Сомов и его графический портрет Надежды Добычиной, 1921 год.
Этот портрет, тонкий и изысканный, был одним из самых любимых Надеждой.
Сам Константин в своем дневнике писал: “...работал. Добычина в восхищении, так как она у меня на портрете моложе, красивее, благороднее и не похожа”.
Александр Головин “Портрет Надежды Добычиной", 1920 год.
За этот портрет, заказанный Александру Головину, Надежда Добычина отказалась платить. Он остался в семье Головиных. Скорее всего, он просто не понравился заказчице. Сохранилась запись в дневнике художницы Любови Шапориной об этом случае: «У Головиной (вдовы живописца) висит хороший портрет Добычиной А. Я. Головина. Она там страшная, ростовщица, вся в черном с белой серебристой отделкой. За этот заказанный портрет она не заплатила, и Антонина Яковлевна ей его и не отдала».
Все! Бью себя по рукам. Так объемно и, конечно, занудно получилось.
Кто прочитал обе части, тому мое восхищение и большая благодарность :)
P.S. А лучше по возможности сходить на выставку.