Найти в Дзене
Life and past

От куда появились орки в фильме Властелин колец и как их создавали.

Когда Толкин начал описывать Средиземье, он столкнулся со следующей проблемой. При создании всех народов и существ Средиземья писатель отталкивался от европейской мифологии. Там было множество зловредных тварей: свирепые драконы, мелкие непоседливые пикси, народ уродливых великанов-фоморов, хаотичные духи природы и прочие не менее злобные и интересные создания. Но среди них не получалось найти какое-то сверхъестественное племя, что олицетворяло бы собой зло и представители которого по силе примерно были бы сопоставимы с обычными людьми.

Поэтому Толкину пришлось практически с нуля выдумывать такую расу. Он опирался на описания отдельных гоблинов, которых в некоторых сказаниях показывали как существ ростом до двух метров. Кроме того на писателя повлияла книга «Принцесса и Гоблин» Джорджа Макдональда, где гоблины жили в пещерах, обозлившись на то, что люди их когда-то прогнали с родных земель.

Хотя Толкина нельзя упрекнуть в слабой проработке Средиземья, на удивление, он довольно скуп на описания орков. В «Сильмариллионе» нет ничего про облик этой расы. А во «Властелине колец» вообще рассказывается больше про неприятный запах орков, а не про их внешность.

Орки чуть ниже людей, могут быть ростом даже с хоббита, благодаря чему Фродо с Сэмом всё же сумели замаскироваться под них. Их руки выглядят по-обезьяньи длинными, спины изогнутыми, а ноги — кривыми. Кожа смотрится желтоватой или имеет землистый цвет, а порой и почти до черноты тёмная. Это уродливые кривые и клыкастые гуманоиды — правда орки всё же не настолько радикально отличаются от тех же эльфов: при первых встречах те порой принимали орков за местных сильно одичавших эльфов. Жить орки могут долго — самому старому известному орку, Больгу, что-то около полутора сотен лет.

Вообще, самое подробное описание орков Средиземья можно найти в одном из писем Толкина.

Со всей определённостью говорится, что орки — это искажение «человекоподобного» обличья эльфов и людей. Они (есть или были) приземистые, раздавшиеся вширь, с плоскими носами, землистой кожей, широкими пастями и раскосыми глазами: по сути дела, ухудшенные и отталкивающие разновидности самых непривлекательных (с точки зрения европейцев) монголоидных типов.Джон Р.Р. Толкин в письме к Форресту Дж. Акерману, июнь 1958 года

Есть версия, что орки приобрели «непривлекательную монголоидную внешность» из-за царившего тогда описания синдрома Дауна как «монголоидного идиотизма». А жёлтый оттенок кожи — как символ чего-то нездорового у их расы, ведь сильно пожелтевшая кожа — признак некоторых болезней.

-2

На момент событий «Властелина колец» народ орков делился на две большие группы. Значительная часть орков звалась снага, что означало «раб», и была значительно ниже и слабее людей с эльфами. А где-то в районе 2475 года Третьей Эпохи Саурон вывел новую породу орков — чёрных уруков, зовущих себя урук-хай, «народ орков». Они хоть немного недотягивали до людей по росту, но были шире и мощнее их.

Также встречались орколюди и полуорки — их вывел Саруман в ходе своих экспериментов по расовому скрещению. Они мало чем отличались от людей, разве что позаимствовали у орков желтоватую кожу и раскосые глаза. Полуорки были большими и хитрыми, орколюди — подлыми и ненадёжными.

Наличие орколюдов и полуорков подтверждает то, что у орков два пола и что они размножаются обычным для людей способом. Просто Толкин писал о существовании женщин-орков только один раз — в неопубликованном письме к миссис Мансби. Он не описывал женщин-орков и ничего не говорил о детях-орках. А изнасилования представителей других видов хоть и похожи на нечто, чем могли заниматься орки Средиземья, но Толкин такое никогда не описал бы в своих книгах.

Орки могут спокойно питаться едой даже паршивого качества. Возможно, именно они выращивали тот ужасный хлеб, который ели в отряде, пленившем Мэрри и Пипина. В особенности орки любят мясо, отчего могут съесть и эльфа, и гнома, и человека. При этом у них не принято есть других орков, так что их можно назвать людоедами, но нельзя обозвать каннибалами, это для них страшное оскорбление.

Орочьи в произведениях Толкина племена крайне многочисленны, ведь орки размножаются крайне быстро. Они управляются вождями при помощи силы и страха, при этом сами вожди, в свою очередь, подчиняются куда более могущественным существам — Морготу, Саурону, Саруману, назгулам и прочим. Они ненавидят своих господ, но вынуждены были им служить. Хотя военные походы, организованные их властителями, открывали оркам простор для так любимых ими грабежей, разрушений, убийств и угона своих врагов в рабство.

Орочьи сооружения и изделия отличаются своей грубостью и неотёсанностью. Хотя при этом орки не так уж и глупы. В Третью Эпоху орки были единственной расой технократов в Средиземье, что строила везде кучу самых хитроумных механизмов. Они создавали удивительно эффективные лекарства и копали шахты почти также хорошо, как и гномы.

Но Толкин подчёркивал, что орки не умели придумывать что-то своё — это особенно сильно заметно на примере их языка. Саурон пытался заставить всю свою армию говорить на одном языке — на Чёрном Наречии, копии языка Валар. Но эта затея провалилась, и орки продолжили говорить на всеобщем, сильно искорёженном своим сленгом.

Орки — народ, извращённый магией Моргота и Саурона. Они даже не могли нормально видеть днём и вообще плохо себя чувствовали при солнечном свете. Поэтому орки предпочитали бодрствовать ночью, ведь в темноте они видели не хуже, чем эльфы — днём. Лишь чёрные уруки почти не испытывали проблем с солнечным светом.

А вот откуда вообще появились орки — вопрос, который Толкин так и не сумел разрешить до самой своей смерти. Всего у него было как минимум восемь версий — и ни одна не устраивала писателя.

Сперва Толкин хотел указать, что Моргот создал орков из грязи и слизи. Но отбросил этот вариант из-за того, что, как уже было сказано, Моргот ничего не мог создавать с нуля.

Затем он придумал, что орки — это некие бездушные гуманоидные животные, которых Моргот создал в насмешку над творениями своего создателя. Орки в этой версии вообще не обладали разумом, а их речь была сродни говору попугаев. Но они вели себя слишком похоже на людей и эльфов, чтобы всерьёз вписывать такую концепцию в мифологию Средиземья.

Тогда появилась версия, что орки — нечто вроде биомеханизмов, которых Моргот наделил искажёнными душами падших майяр. Но майяр было не так много, и даже одни из самых слабых майяр — это балроги, несравнимо более могучие существа, нежели орки. По схожим причинам Толкин не решился сделать отцом первых орков самого Саурона.

Была у Толкина мысль записать, что орки появились в момент сотворения самого Средиземья, а в таких корявых и злых они превратились из-за диссонанса в Музыке Айнур. Но он не захотел развивать такую теорию — скорее из-за того, что желал сделать орков порождением магии Моргота.

Версия, которую в итоге записал Кристофер Толкин в «Сильмарилион» после смерти отца, строилась на том, что орки — это изначально эльфы, которых Моргот выкрал и извратил своей тёмной магией. Хотя это наименее противоречивая теория, всё же Толкину она не слишком нравилась: уж слишком это была светлая раса, чтобы так просто получилось низвергнуть её до орочьего состояния.

Сам писатель хотел сделать орков искажёнными первыми людьми. Но такая версия сильно противоречила хронологии вселенной, ведь в ней шли тотальные побоища между эльфами и орками ещё в те далёкие времена, когда людей и в помине не было. И чтобы не случилось такого парадокса, Толкин в старости решил целиком переписать хронологию и всё же сделать орков извращённой версией людей. Но претворить этот план в жизнь он не успел.