Часть 1
Часть 2
Казалось бы, ваш малыш появился на свет совсем недавно. Первое «агу», первые шаги. И вот ребёнок уже ходит в детский сад. Первые достижения и неудачи, праздничные утренники и новые друзья, весёлые игры, первые научные познания, возраст почемучки и многое другое. Но не успели обернуться, как скоро начнётся новый этап в жизни ребёнка – школа. Скоро первое сентября, а это значит, что малыш – уже не малыш, а будущий первоклассник. Начинается волнение, готов ли ребёнок к школе? Каким набором знаний и умений он должен обладать к началу первого класса?
Официальных конкретных требований для поступления в первый класс нет – в школе всему научат. Но есть и негласные правила. Давайте разберёмся, чего ожидают от ребёнка на момент поступления в первый класс.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в первые классы принимаются дети в возрасте от 6,5 до 8 лет. По заявлению родителей учредитель образовательной организации может разрешить прием ребенка в более раннем или более позднем возрасте.
Тем не менее, малыша стоит научить определённым вещам до школы – это облегчит адаптацию к новой социальной роли.
Что же должен знать и уметь ребёнок перед школой? Для того чтобы легче влиться в образовательный процесс, следует рассмотреть развитие в нескольких направлениях.
Обычно нужные знания и умения можно разделить на 4 больших блока: «Развитие речи. Чтение», «Математика», «Общее развитие (окружающий мир)», «Мышление и логика».
Самостоятельно продиагностировать дошкольника полезно в любом случае (см. Диагностика «Готовность ребенка к школе»). Давайте рассмотрим, что именно должен знать и уметь будущий первоклассник, в конкретно каждой области.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Развитие речи является необходимой составляющей для дальнейшего овладения грамотой (чтение и письмо). Будущий первоклассник должен уметь.
- правильно произносить все звуки речи, различать их на слух, иметь хорошую артикуляцию;
- рекомендовано знать алфавит, уметь отличать буквы от звуков, различать гласные и согласные звуки;
- желательно, чтобы ребёнок мог читать хотя бы по слогам. В таком случае если ему будет непонятно какое-то задание в учебнике, то он сам сможет его перечитать;
- выделять конкретный звук и определять его место в слове (находится в начале, середине или конце слова);
- делить слова на слоги с помощью хлопков;
- выделять слово из предложения, называть по его порядковому номеру (например, назвать только третье слово или пятое из заданного предложения);
- различать одушевлённое и неодушевлённое, единственное и множественное число, мужской и женский род;
- использовать разные части речи, зная их смысл;
- задавать вопросы и отвечать на них;
- составлять рассказ по картинке;
- детально и согласованно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку или рассказ, который только что послушали);
- называть слово с противоположным значением к данному;
- рассказать о конкретном предмете несколькими предложениями;
- составлять предложение из нескольких (3-5) предложенных слов;
- заучивать наизусть и рассказывать с выражением небольшие стихотворения.
Самое полезное для развития речи ребёнка – это читать и обсуждать вместе с ним прочитанное. Важно научить будущего школьника отчетливо и последовательно выражать свои мысли, анализировать события, описанные в книге, чтобы в дальнейшем он мог с легкостью отвечать на уроках.
Приучайте, чтобы ребёнок выражался развёрнутыми фразами. Уточняйте детали и его личное мнение. Предлагайте отвечать на вопросы типа: «Почему ты так считаешь? Как ты думаешь, а что бы было, если…?» и т.д.
Не менее важными будут игры, способствующие развитию словарного запаса. Например, в антонимы (вы говорите ребёнку слово, а он в ответ противоположное по значению «белый» – «чёрный», «толстый» – «тонкий» и т.д.); «угадай словечко» (игрок должен угадать слово по его описанию) и многие другие.
МОТОРИКА, ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ
Для более успешного овладения грамотой, будущий первоклассник должен уметь:
- складывать фигуры по образцу;
- закрашивать карандашом и выполнять штриховку фигур, не выходя за линии;
- писать печатные буквы по образцу;
- лепить из пластилина;
- клеить и делать аппликации из цветной бумаги;
- вырезать из бумаги простые геометрические фигуры, вырезать предметы по контуру.
Развивать моторику необходимо, так как она помогает ребёнку выполнять творческие задания, а так же она тесно связана с дальнейшим овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома рисованием, лепкой из пластилина, играйте в конструктор с мелкими деталями, собирайте пазлы и др.
МАТЕМАТИКА, СЧЁТ
К началу первого класса у ребёнка сформировываются первые значимые представления о математике. Готовность к школе по математике заключается в следующем. Ребёнок должен уметь:
- считать от 1 до 10 и обратно;
- быстро называть предыдущее и последующее число к любому числу (в пределах 10);
- осознанно считать в пределах 10;
- понимать смысл знаков «+», «–», «=»;
- сравнивать количество предметов в двух группах и числа первого десятка;
- обозначать с помощью цифр количество предметов;
- решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы;
- знать названия простых геометрических фигур;
- сопоставлять и классифицировать предметы по форме, размеру, цвету;
- ориентироваться в понятиях «влево-вправо-вверх-вниз», «перед», «между», «за»;
- ориентироваться в пространстве тетради.
Чтобы помочь ребёнку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе с ним бытовые предметы, столбы между остановками, грузовые машины и т.д.
Задавайте простейшие задачи. Например, «На тарелке лежит 2 абрикоса и 3 персика – сколько всего фруктов лежит на тарелке?»
Кроме навыков счета, таким способом будет сформироваться навык восприятия заданий на слух. А это обязательно пригодится ребёнку в учёбе. Пишите вместе цифры на бумаге, палочкой на земле, мелом на асфальте, выкладывайте их из камушков, карандашей и т.д.
Учите ребёнка конструировать из геометрических фигур. Например: построй грузовую машину, у которой кабина – это квадрат, колёса – круги, кузов – прямоугольник и т.д. Малыш должен уметь различать цвета. Можно предложить раскрасить кабину красным цветом, кузов – коричневым и т. д.
Не стоит забывать, что в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей для ребёнка.
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)
К знаниям, умениям и навыкам в рассматриваемой области следует отнести знания об окружающем нас мире, здесь же уместно говорить и об общем развитии, кругозоре малыша. Безусловно, ребёнку следует легко ориентироваться в информации о близких родственниках и своих данных. Нужно знать:
- своё имя и фамилию, отчество, возраст, дату рождения;
- свой адрес проживания, имена членов семьи, кем работают мама и папа, сколько лет братьям и сёстрам (если имеются);
- замечательно, если ребёнок знает номер телефона кого-то из родителей;
- уметь культурно общаться с другими детьми;
- слушать старших и выполнять их распоряжения.
Из предметной области «Окружающий мир» ребёнок должен:
- знать природные явления: снег, дождь, град, грозу;
- следует различать растения, животных, птиц, рыб, насекомых;
- различать домашних и диких животных, знать названия их детенышей, каких животных можно встретить на юге, а какие обитают на севере;
- называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
- уметь различать растения родного края, знать их особенности (береза, ель, одуванчик, подсолнух, ромашка, клевер и т.п.), знать названия нескольких комнатных растений (2-3);
- иметь представления о времени и пространстве: знать время суток по порядку, отличие дня от ночи, что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год;
- уметь перечислять весенние, летние, осенние, зимние месяцы года;
- иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
Обратите внимание на вопросы, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили растения родного края? Значит, надо вместе заглянуть в справочник или съездить на природу. Затруднения с названием профессий? Значит, нужно почитать книги или встретиться с родственниками или друзьями разных профессий и обсудить.
МЫШЛЕНИЕ И ЛОГИКА
Однозначно нужно делать упор на развитие у ребёнка мышления и логики. Лучшей тренировкой в этом вопросе является решение логических задачек.
К поступлению в первый класс хорошо бы уметь:
- отвечать на вопросы на общее развитие;
- уметь сравнивать и находить различия на двух картинках;
- находить закономерности;
- выделять общие признаки у предметов и группировать их по каким-либо признакам;
- решать простые и нестандартные задачки на логику.
Задачки на логику:
1) Ты гуляешь по лесу и видишь, что за одним из деревьев спрятались зайцы. Видно всего 8 ушей. Сколько всего зайцев за деревом? (4)
2) Миша и Дима играли в шашки. Вместе они играли 2 часа. Сколько часов играл каждый? (2)
Для ребёнка, идущего в первый класс, ещё нужно знать правила поведения в общественных местах и на улице. При постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к младшему школьному возрасту наверняка, все эти знания уже имеются.