Часть 1
Часть 2
Перечисленные в первой части умения относятся непосредственно к учебным навыкам. Но во время учебы ребёнку-первоклашке могут пригодиться и другие, не менее важные навыки, способствующие для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.
Попробуйте сами проверить, готов ли ваш малыш к обучению. Может ли ваш ребёнок:
1) Объяснить чего он хочет с помощью слов и предложений?
2) Говорить связно, логично, например: «Передай мне…»?
3) Писать карандашами на бумаге?
4) Нарисовать картинки к придуманной истории и объяснить, что на них изображено?
5) Пользоваться карандашами, красками, пластилином для творческого самовыражения? Вырезать ножницами фигуры по линиям?
6) Слушать и следовать полученным указаниям?
7) Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
8) Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить задание?
9) Слушать, когда ему читают вслух или рассказывают истории и понимать, о чём ему читают или говорят?
10) Общаться с другими людьми и проявлять интерес к окружающим предметам?
НАВЫКИ ПЕРВОКЛАССНИКА
К моменту поступления в школу, старший дошкольник, почти первоклассник должен уметь самостоятельно:
- мыть руки с мылом перед едой и после прогулок и посещения туалета;
- умываться, чистить зубы утром и вечером;
- причёсываться (ни с кем не обмениваться расчёсками);
- при приёме пищи: сидеть правильно, не разговаривать, пользоваться столовыми приборами и салфеткой;
- пользоваться носовым платком;
- быстро одеться, раздеться, убрать постель;
- содержать в чистоте и порядке игрушки и книги, одежду и обувь, своё рабочее место дома и в школе;
- при необходимости вовремя обращаться за медицинской помощью.
Официальных и конкретных требований, что должен знать и уметь ребёнок к поступлению в школу нет. Ясно одно, чтобы образовательный процесс в начальной школе протекал успешно и благоприятно, ребёнок должен владеть начальными навыками чтения, письма, устного счёта, простыми представлениями об окружающем нас мире.
Важно уделять внимание общим и базовым навыкам развития и умениям ребёнка к первому классу. Побеседуйте с малышом, исходя из прочитанного в данной статье. Обратите внимание на вопросы, которые вызвали у ребёнка трудности. Например, сходите в зоопарк, чтобы узнать больше о диких животных, или в музей, чтобы расширить кругозор. Рассмотрите правила дорожного движения для пешеходов на практике, это очень полезные знания, которые ребёнку пригодятся не только в школе.
Что касается чтения, то психологи рекомендуют подавать ребёнку пример – больше читайте самостоятельно. Ребёнок копирует, всё что видит. Можно 10 раз сказать одно, но ребёнок повторит именно то, что увидит на вашем собственном примере. Если малыш видит, что родители в свободное время берутся за книжку, он невольно копирует поведение.
Не стоит переживать, если будущий первоклассник чего-то не умеет. Это не так страшно, главное – желание научиться. Гораздо важнее, научить ребёнка общаться со взрослыми, с другими детьми, уметь уступать, прислушиваться к советам старших. Помните, чем раньше вы начнете готовить ребенка к школе, тем легче будет вам и ему.