Найти тему
Theophilus

Дом Божий - место покоя

1Пар. 22:7 И сказал Давид Соломону: сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: "ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим. Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его. Он построит дом имени Моему..."

На первый взгляд, такое решение Бога было несправедливым по отношению к Давиду, ведь Давид был избран Самим Богом на царство, и Бог прекрасно знал, что он будет воевать - тогда все цари воевали. Давид воевал по воле Божьей и даже более того - Сам Бог ходил с ним на войну:

2Цар. 5:22 И пришли опять Филистимляне и расположились в долине Рефаим. И вопросил Давид Господа, И Он отвечал ему: не выходи навстречу им, а зайди им с тылу и иди к ним со стороны тутовой рощи; и когда услышишь шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев, то двинься, ибо тогда пошел Господь пред тобою, чтобы поразить войско Филистимское.

Так почему же Давид, муж по сердцу Божьему, не мог построить Ему дом, хотя приготовил для этого столько материала и имел намерение от чистого сердца? Причина в том, что при всех своих достоинствах Давид был человеком войны, а Дом Божий должен был в итоге стать домом мира и покоя:

Ис. 2:3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.

В доме Божьем люди должны будут научиться путям Божьим и стезям Его. В результате этого обучения они должны будут научиться мирной жизни. Результатом обучения в доме Божьем будет мир. Соломон, построив храм - Дом Божий - молился на его торжественном открытии так:

2Пар. 6:41 И ныне, Господи Боже, стань на место покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего.

Было в истории Израиля время, когда ковчег завета носили с собой на войну с надеждой одержать благодаря ему победу, например, при Самуиле. Но в храме Божьем этот ковчег должен был встать на вечную стоянку во Святом Святых, обрести наконец покой и стать символом покоя для утомленного изнурительными войнами народа израильского.

В Священном Писании Бог неоднократно называл себя "Господь Саваоф", что означает "Бог воинств", но Он никогда не был Богом войны. Он показывал пророку Илии Свой характер в веянии тихого ветра в то время, когда была бы очень кстати хорошая война против нечестивой Иезавели. Когда был бы так кстати "сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы" , чтобы разрушить дом Ахава, или сильное землятресение, способное сравнять с землей все Вааловы храмы и жертвенники - мягкий ветерок нежно развевал волосы на голове отчаявшегося пророка. (3Цар. 19)

Бог хотел, чтобы Его дом был олицетворением мира и покоя. Бог хотел, чтобы у человека, который построит Ему храм, даже имя было мирным: Соломон по-еврейски "Шломо" - мирный, от слова "Шалом". При строительстве Дома Божьего была полная тишина: не было грохота, стука и шума, как на обычной стройке, даже звуков молотов каменотесов не было слышно:

3Цар. 6:7 Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его.

Давид же был человеком войны. Это не плохо и не хорошо - тогда воевали все, и чтобы народу Израильскому элементарно выжить, им нужно было воевать. Вот что пишет Давид сам о себе: Пс. 119:6 Долго жила душа моя с ненавидящими мир. Я мирен: но только заговорю, они - к войне.

Представляете? Давид уже давно перестал воевать, живет мирно, но как только он к кому-нибудь обратится или с кем-нибудь заговорит - люди в страхе хватаются за мечи. Настолько люди его боялись. Он прочно ассоциировался у людей с войной, с беспощадными боевыми действиями.

Бывают люди, которые очень часто жестко обличают или осуждают других, возможно, даже считая, что у них такой дар. И когда такой человек подходит к тебе по совсем другому делу (не обличая и не осуждая), ты уже внутренне группируешься, готовясь к недоброму.

Давид был очень воинственным человеком. Настолько воинственным, что даже благие намерения Давида вызывали у людей подозрения о войне. Он хотел всего лишь выразить соболезнование по поводу смерти своего благодетеля - царя Нааса его сыну - Аннону. Посмотрите, какую реакцию это вызвало у людей:

2Цар. 10:2 И сказал Давид: окажу я милость Аннону, сыну Наасову, за благодеяние, которое оказал мне отец его. И послал Давид слуг своих утешить Аннона об отце его. И пришли слуги Давидовы в землю Аммонитскую. Но князья Аммонитские сказали Аннону, господину своему: неужели ты думаешь, что Давид из уважения к отцу твоему прислал к тебе утешителей? не для того ли, чтобы осмотреть город и высмотреть в нем и после разрушить его, прислал Давид слуг своих к тебе?

Они не вспомнили, как он пас овец, порой отнимая их из пасти льва и медведя, как он красиво играл на арфе, успокаивая мятежный дух Саула, или как сочинял чудесные псалмы, обладающие высокой поэтической ценностью. Люди помнили только то, как он убивал:

1Цар. 29:2 Не тот ли это Давид, которому пели в хороводах, говоря: "Саул поразил тысячи, а Давид - десятки тысяч"? Он прочно ассоциировался у людей с войной.

Бог не хотел, чтобы Его Дом хоть как-то ассоциировался с войной. Он доверил строительство своего Дома мирному, а не воинственному человеку. Бог хотел, чтобы Его Храм не был стратегическим военным объектом, национальным символом, как вавилонская башня: "Сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по земле".

Священник Захария, отец Иоанна Крестителя, даже исполнившись Духом Святым, не мог избавиться от традиционных еврейских милитаристских представлений о Мессии, сыне Давидовом:

Лук. 1:67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас".

Однако Христос пришел не для того, чтобы спасти евреев от врагов и ненавидящих. Как сказал Ангел Господень Иосифу, мужу Марии, Христос "спасет людей Своих от грехов их". Мф 1:21 И хотя Христос называет себя корнем и потомком Давида, Он пришел не воевать с римлянами, а спасти людей от их собственных грехов.

Народ Израильский вышел вооруженным из Египта: кто-то мечем, кто-то кинжалом, кто-то волочил по пустыне копье. Им предстоял тяжелый путь через войны и сражения. Но через пророков Бог сказал, что однажды наступит мир и покой и люди придут в Дом Божий научиться главному - не воевать. Они перекуют свое оружие в орудия труда и будут нести пользу, а не гибель.

Не знаю, заметили Вы или нет, но мы все пришли сюда вооруженные огнестрельным оружием, все присутствующие. У нас у всех есть язык - огонь, прикраса неправды:

Иак. 3:6 И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

И Бог хочет, чтобы в Его Доме мы научились не воевать друг с другом. Он хочет, чтобы мы научились нести пользу друг другу и окружающим. Бог силен перековать наше смертельное оружие в земледельческий плуг, который будет смягчать почву сердец для того, чтобы сеять туда добрые семена. В Доме Божьем должно происходить приобщение людей к Божьему царству, их благопотребное вскармливание и духовный рост. Для этого мы и приходим в Дом Божий.

© Андрей Кропочев

#проповеди #назидание #богословие #апологетика #гомилетика #герменевтика #экзегетика #библеистика #текстология #вера #релилия #вероисповедание #протестантизм