Найти тему

Обращаясь к постоянному причастию, мы постепенно перестаем замечать присутствие дьявола на земле, и начинаем ощущать Христа везде и во всех

Начав читать историю древней церкви, и причины гонений на церковь в Римской империи, немного решил забежать вперед. Меня интересуют причины, когда и как, Христос в Своем Пребывании с нами христианами стал из Солнца на Небе, которое светит всем, превращаться в солнышко нарисованное на картине и висящей в картинной галерее. К такому Христу как солнышко на картине в картинной галерее я лично и привык, когда жил традиционной православной катехизисной жизнью.

Но как только Господь привел к Себе и мы стали часто и постоянно причащаться, Христос для нас воссиял на Небе, внутри нас так, что в картинную галерею с картинным Христом уже заходить просто не хочется и кажется мало того, кощунственным по отношению ко Христу.

Христос стал для нас Живым, Реальным, Присутствующим, пребывающим в людях, в церкви. Постоянно причащаясь, Христос постепенно воцаряется в сердце и мы уже кругом и везде начинаем замечать тончайшее и кротчайшее присутствие Христа.

Как люди, которые выискивают следы антихриста, бесов, дьявола, шестерок, конца света - начинают их видеть везде, во всем и во всех, так и мы, если обращаемся к постоянному причастию, постепенно перестаем замечать присутствие дьявола на земле, и начинаем видеть, ощущать, осознавать Христа везде. Как в ясный солнечный день, затемнения, тени не могут создать ощущения ночи, так как солнце своим светом просто все высвечивает и само небо становится прекрасно ярко голубым. Так и Христос в нашей жизни обретенный и обретаемый, и поддерживаемый во Причастии, высвечивает и внутренние, и внешние аспекты нашей жизни, и жизнь становится светлее и радостнее. "Жить становится лучше, жить становится веселее" - Христос с нами!

И даже во дни искушений, которые Господь даровал мне пройти в прошлые дни, и будучи погруженным в это состояние, я обращал внимание, что Христос все равно со мной. И даже помутненное состояние было не столь помутненным, а все таки высветленным - по сравнению с хорошо известными мне ранее моими состояниями в подобных ситуациях, когда мы не были со Христом, когда не причащались постоянно.

Таким образом, видя огромную разницу в духовной жизни: одна фактически без Христа, другая со Христом - задаешься вопросом постоянно, когда в духовной жизни был потерян Христос?

Частично я нашел ответ - в том, что мы предали забвению Правила Вселенских Соборов, которые и являются Священным преданием, которые определяют состав Библии. Вселенские Соборы составили Символ Веры и юридически даже обязали всех верных христиан постоянно причащаться. Это все оказалось в забвении еще во времена Византийской империи, и в России вообще было воспринято и присутствует по сей день как некий анахронизм. От того, мы и не знаем ничего про это, и даже священнослужители затрагивают вскользь при обучении и не придают значения этим на самом деле обязательным для всех Правил, которые позволяют вести правильную духовную жизнь, и вводят сразу в духовную жизнь Христа. Христос нас постепенно обновляет и приготовляет к Царствию Божиему, Которое внутрь нас есть и Которое вполне уже ощущается здесь на земле. Когда Христос с нами, то даже уже и в больших искушениях, мы ободряемы Христом. Это я смог лично испытать в последние дни.

Господь послал мне книги профессора Болотова В.В. по истории древней церкви. Так, Болотов, замечательно вводит в древний мир и дает совсем иное ощущение той реальности.

Так, например, Болотов объясняет, кем были все таки мученики за Христа, и чем они отличались от других мучеников, коих было множество в Римской империи, так как само судопроизводство принимало показания исключительно при пытках. Таким образом, любой, кто давал свидетельские показания в суде, должен находиться под пыткой. Гражданам Рима просто наносили телесные наказания, а рабам ломали конечности. Только под страхом дополнительных мучений, принималось то, что говорят свидетели в суде. Болотов выводит и доказывает, что христианские мученики качественно отличались от простых мученников, потому что они непрестанно исповедовали Христа. Во время всех процессов Имя Христа не сходило с их уст. Они восклицали: Христос! Христос! Христос Воскрес! Христос с нами! Ободрялись этим. Вызывали этим большой интерес у многих, ибо восклицая Имя Христа, слабые с виду люди оказывались мужественнее самих римских воинов, знающих цену мужеству. Таким образом и сильнее распространялось христианство, что Имя Христа не сходило с уст христианских мучеников. И нам очевидно, что Христос явственно пребывал с ними и укреплял их очень даже ощущаемо. Из других источников мы знаем, что при допросе христиане говорили, что христиане не могут жить без Причастия, что они причащаются каждый день и у них всегда с собой оказывалось причастие. Так, чтобы перед казнью христиане могли себя сами в последний раз причастить.

Древние христиане постоянно причащались и Христос пребывал явственно в их сердцах, и в общинах. И именно этим Единым во Христе Сердце и жили древние христианские общины времен апостолов и первые века после Рождества Христова.

Читая Деяния и послания апостолов, написанные как раз в это время, видно, что Христос всегда упоминается не в богословских и философских терминах (как на картине в картинной галерее). Апостолы всегда пишут про Христа как про Главное Действующее Лицо в Церкви. Явственно присутствующим, явственно пребывающим. И поэтому всегда и везде все делается исключительно с упоминанием на Христа, с учетом того, что Христос реально присутствует и пишется так, что мы видим, что это понимается не только апостолами, но и другими членами всех церквей, к которым адресованы послания.

И эти духовные наставления крайне отличаются от наставлений духовных и святых отцов наших. Апостолы говорят предельно просто, понятно, всегда про Христа. Святые же отцы вводят много иного, и мало оставляют места Христу. Как будто Христос далеко.

Начав постоянно причащаться, начав жить Христом, во Христе, со Христом, читать святоотеческие наставления, в которых центр со Христа - перемещен на человека и его духовные делания, которые должны приводить ко Христу в конце концов, после смерти зачастую - читать Святых Отцов стало для меня не по себе.

Вот простые дневники Иоанна Кронштадтского читаются как послания Апостолов. В них чувствуется, что Христос рядом, постоянно в Иоанне, и что Христос - это Главное и Реально Действующее Лицо в Духовной Жизни Иоанна Кронштадтского. Поэтому считаю, Иоанн Кронштадтский в своем духе принадлежит именно апостольскому исповеданию веры. И я бы назвал его Апостолом XX века.

Возвращаясь к прочитанному у Болотова, находим то, что во времена Христа, в Римской империи было язычество и язычество было как система государственных ценностей. Жрецы являлись чиновниками, и в принципе верующих истинно в богов были единицы, и даже жрецы не верили в богов во времена Христа. Но следуя традиции, которая жестко идентифицировало Римскую империю с Римскими богами, приношение богам и поклонение богам означало принадлежность к самой империи, признание ее государственности, признание ее силы и прочее. Соответственно христиане со своим категоричным отказом приносить жертвы и есть идоложертвенное считались просто врагами народа.

Христиане через века мученичества, доказали что их вера, и их Бог, сильнее веры римских жрецов, воинов. Бог по имени Христос сильнее всех вместе взятых римских богов. Тогда вопрос о включении Христа в пантеон римских богов путем отказа от всех богов в пользу Единого Бога - Христа стал постепенно назревать. Ослабление империи требовало усиление государства и более сильный Бог в понимании чиновников был просто государственно необходим.

При этом вся римская система на огромных пространствах как оставалась маловерующей в своих богов, так она осталась и маловерующей во Христа, когда Христос уже был объявлен Новым и Единым Богом и нужно было перестраиваться под новую религиозную систему. Эта система для большинства чиновников была нова и просто необходима, чтобы оставаться чиновниками и они ее приняли, чтобы усилять центральную власть в Империи.

В это время и вносится, по-видимому, то государственное и централизованное начало в нашу церковь Христову. И хотя главой церкви и по ныне является Христос, но Христос как Активное Действующее Реальное Живое Лицо - заслонилось государственным церемониалом, традициями, обрядами. По факту городские церковные общины носившие в сердце Христа, постоянно причащающиеся, живущие Христом, оказались влиты в государственную огромную теперь уже церковь и потерялись среди чиновников и других маловерующих людей.

И здесь самые активные стали противостоять системе и уходить из городов в пустыни, так стало появляться монашество. Монахи начали вырабатывать свою новую систему духовной жизни в изоляции, и у каждого она оказалась своя. Но интересно, что Живого Христа - по-крайней мере по текстам святых отцов, так получается, монахи тоже потеряли. Как и сказал Христос, отнимется у них Жених и станут молиться и поститься.

Если принять, что это была воля Христа, чтобы церковь стала государственной, и чтобы ко Христу уже стали приводить в том числе и через церемониал, пышные службы, богатые храмы, а сильно ретивые эту волю не распознали и убежали в пустыни унося с собой остатки Христа в сердце. И нарушив волю Христа, таким образом и сами потеряли Живого и Явственно ощущаемого Христа. Но Христос по милосердию конечно же был с монахами, но и говорил им, как Антонию Великому, что в городах есть христиане, которые и без монашеских подвигов преуспевают более в духовной жизни, в приобретении Царствия Божиего, чем они.

Но такие указания Христовой воли Христом оказались слишком кроткими. Монахам было интересно САМИМ достигнуть святости, и Христос для них стал картинно-галерейным. И даже подумать не моглось им, что находясь в миру, в семье, живя как Христос - Кто любил поесть мяса и выпить вина - можно просто причащаясь обретать Христа в сердце и начинать явственно ощущать Христа.

Нужно сказать, что были очень сильны философские настроения и гноститические воззрения, что человеческое тело требует уничижения, умерщвления, что нужно, чтобы совсем тело не замечать. И для сбежавших в пустыню пустынников, видимо, уничижение тела стало как единственно и главно-возможным в достижении святости и Бога, и находящимся вне общин, где было Единое Сердце во Христе - это стало основным двигательным началом к Богу. И зачастую движение было именно просто к Богу, а не ко Христу.

Но Христос САМ пришел ко грешным людям, Христос пришел спасать погибающих чиновников с их любовницами с их взяточничеством, с их неправедным богатством. И Христос больше остался именно с погибающими, т.е. с государственной церковью, как бы это не нравилось многим превозносящим отшельнический образ жизни.

Ведь именно при римских императорах состоялись Вселенские Соборы, где были выработаны соборно, при прямом содействии Святого Духа, Богодухновенные Правила Вселенских Соборов, Символ веры, канонический состав книг Библии, тексты литургий Иоанна Златоустаго, Василия Великого и Григория Богослова.

Тема затронутая настолько интересна и велика, что хочется написать "продолжение следует" и на этом пока остановится.

Христос посреди нас!

Весь Христос во Причастии!