Найти тему

Подходит к людям, задаёт странные вопросы, говорит всякую ерунду. Пройдёт ли это когда-нибудь?

Сегодня обсудим вот какую проблему: ребёнок "проснулся", выбрался наконец-то из скорлупы аутизма, заметил других людей и хочет с ними общаться, но у него ничего не получается.

Как, например, вот у этого мальчика о котором рассказывает его мама: "У сына ранний детский аутизм. В мае исполнилось пять лет. Долгое время он сторонился других детей, даже не заходил на площадку, если видел, что там кто-то бегает.

В саду всегда сидел в стороне со своими игрушками.

А сейчас вдруг всё изменилось. У моего Вани проснулся интерес к другим людям, к детям и взрослым. Ему хочется быть рядом с ними, смотреть, чем занимаются. Хочется с ними общаться.

Но дело всё в том, что он несёт всякую чушь. И дети над ним смеются. Говорят: "Уходи. Не будем с тобой играть."

И он расстраивается. Начинает плакать. Может назло даже что-то испортить: например, сломать замок, построенный из песка.

Я сразу же увожу его с площадки. Вопрос у меня такой, как научить сына правильному общению? Возможно ли это?

Он, кстати, стал разговаривать и со взрослыми. Подходит к ним, задаёт странные вопросы. Хотя ему так делать не разрешаю.

Думаю теперь, это пройдет или так и будет ко всем приставать, говорить всякую ерунду?"

Знаете, ответить на этот вопрос крайне сложно.

С одной стороны очень радостно за ребёнка, что он "ожил", наконец-то увидел, что вокруг есть другие люди и проявил к ним интерес, но...

А вот об этом чуть позже. Расскажу, как всё было у нас.

Серафим до определённого возраста тоже не реагировал на людей. Даже на своих собственных родителей.

Потом он вдруг заметил меня и спросил: "А ты кто?" И я ответила: "Привет, я твоя мама."

И понеслось. С этого самого дня мы с сыном каждое утро знакомились и здоровались.

Почти год просыпалась под эту фразу: "А ты кто?"

Конечно, общением всё это назвать очень сложно. Но я всё равно радовалась. Ребёнок наконец-то увидел, что он не один в этом мире.

Что у него есть мама. И папа. И другие родственники, которых он со временем тоже рассмотрел.

А вот чужих людей он по-прежнему не замечал. В четыре года отвела его в коммуникативные группу психологического центра. И только после этого стали происходить положительные изменения.

Гуляем, например, на площадке. Играют дети в песочнице. Сын молча смотрит во все глаза. Но близко не подходит. Да и я его пока не пускаю.

Поперетопчет всё, ещё и на кого-нибудь наступит, не заметив. Или будет, "как в тот раз", когда его прогонял мальчик, а он ему на голову песок из ведра высыпал.

Но речь сейчас не об этом. Об этом были уже статьи. Сейчас совсем о другом.

фото автора
фото автора

О том, как я пыталась познакомить сына с детьми. Научить его с ними играть, общаться. Иногда мне это удавалось.

Выносили свои машинки, ведёрки, формочки. И кто-то обязательно к нам присоединялся.

Но вот когда сын пытался вклиниться в чью-то игру, то там всегда всё шло наперекосяк.

То схватит, что-нибудь, не спросив, то начинает играть не по правилам, и естественно, его отовсюду гонят.

А годам к шести-семи случилась та же проблема, что и у комментатора. Серафим вдруг безудержно захотел общаться. Причём, со всеми. И с детьми, и со взрослыми. Всё равно о чём, как говорится, что вижу, то и пою.

Так продолжалось почти три года.

И вот в одно прекрасное утро вышли мы с ним погулять на площадку между уроками. Сын стал качаться на качелях.

Рядом в песочнице играла девочка лет четырёх. И начал он у неё спрашивать по стандартной схеме, когда день рождения, как зовут бабушек и дедушек.

Ребёнок, естественно, не ответил. Тогда Серафим переключился на его маму. А мама была явно не в духе.

Раскричалась на весь двор трёхэтажным матом. Прошлась и по умственным способностям моего сына и по всем "таким, кого нужно в психушках держать и не подпускать к обычным людям."

И всё...С тех пор Серафим перестал общаться на улице. Разговаривал только с теми, кто сам к нему подходил и что-то спрашивал.

В остальное время всегда был один. Очень редко его приглашали в какие-то коллективные игры.

А если и приглашали, то всё всегда заканчивалось одинаково: либо сам уходил минут через 5-10, либо его прогоняли.

И как-то повлиять на ситуацию я уже не могла. Одно дело дети дошкольного и младшего школьного возраста. И совсем другое - подростки. Тут присутствие мамы больше навредит.

Вот такая история. И сейчас к незнакомым людям не подходит. Ничего им не говорит и не спрашивает.

Значит, это проходит...Но такой шоковой терапии, как "у нас" я никому не желаю.

Кстати, пересматривала на днях ролик с новогодней елки 2010. Искала другой, а этот случайно попался на глаза.

Хотя, видимо, не случайно. Нужно было, чтоб я увидела то, чего раньше не заметила.

Есть там эпизод такой: Снегурочка дарит детям небольшие подарочки, какие-то брелки, кажется, медвежат.

И вот Серафим получает свой, отходит в сторону и показывает, что у него есть, какой-то девочке. А потом и мальчику.

А мне казалось, что он совсем ни с кем не общался в то время. Был сам по себе. А оно вон как. Слегка удивилась.

Вопрос у меня к читателям такой: Можно ли научить ребёнка с аутизмом общаться в полном смысле этого слова? Не только готовыми шаблонами коммуникации. А так, чтоб он мог ориентироваться в разных ситуациях. Или это что-то из разряда фантастики?