Министерство экономического развития России (Минэкономики) обнародовало новый метод разрешения использования беспилотных аппаратов в сельском хозяйстве, несмотря на запреты на полеты, действующие во многих регионах страны. По планам к сентябрю, в 12 регионах будет введен экспериментально-правовой режим (ЭПР), который позволит работать 25 операторам беспилотников. В настоящее время в Минэкономике рассматриваются заявки для запуска ЭПР по доставке грузов и мониторингу в еще 19 регионах. Некоторые эксперты считают, что в случае продления запретов, ЭПР может стать единственным способом использования дронов, и поэтому такие режимы следует расширять. Тем не менее, есть и те, кто считает, что данное решение не является панацеей.
Как стало известно, Минэкономики предлагает исключить из запретов на полеты беспилотники для сельского хозяйства в большей части регионов. Для этого будет введен экспериментально-правовой режим "Консорциума БАС", созданный совместно с "Почтой России" и "Сколково капиталом". Этот режим будет действовать в 12 регионах, таких как Саратовская, Волгоградская, Нижегородская, Новосибирская, Ульяновская, Тамбовская, Астраханская, Воронежская, Липецкая области, Ставропольский край, Алтайский край и Татарстан. Есть возможность присоединения и других регионов, за исключением тех, что находятся в приграничной зоне.
Запреты на полеты беспилотных аппаратов были введены с октября 2022 года и охватывают 60 регионов. С 1 марта 2024 года запланировано вступление в силу постановления правительства, позволяющего полеты беспилотников массой до 30 кг над населенными пунктами и упрощающего процедуры согласования для эксплуатантов сельскохозяйственных дронов.
В случае, если регионы не отменят запреты, полеты будут разрешены только в рамках ЭПР. На сегодняшний день в России уже функционируют три экспериментально-правовых режима в шести регионах, включая Башкирию, Томскую область, Камчатский край, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ.
Участники ЭПР будут иметь возможность выполнять задачи, подавая заявки на план полета. В феврале, в "Консорциуме БАС" было объявлено, что компании "Агримакс. Аэро", "БВС-агро" и "Индустриальные дроны" будут осуществлять полеты в рамках ЭПР. На данный момент уже подано около 25 заявок от эксплуатантов, включая тех, кто планирует использовать отечественные тяжелые беспилотники.
Сейчас в сельском хозяйстве преимущественно используется китайская техника - около 1 тыс. беспилотников массой более 30 кг. Однако из-за запретов, в этом сезоне дроны широко использовались только для мониторинга полей. Разрешения на работу агродронов в рамках ЭПР были выданы только в Башкирии. В некоторых регионах "вылеты в ситуациях крайней необходимости" согласовывались как полеты экспериментальной авиации (ЭА).
Согласно Воздушному кодексу, под экспериментальной авиацией понимается авиация, используемая для опытно-конструкторских, научно-исследовательских работ и испытаний техники. Несмотря на это, в Минпромторге подчеркивают, что такая авиация не может выполнять коммерческие авиационно-химические работы. Она может осуществлять перевозку грузов, пассажиров, а также быть задействована в пожаротушении и поисково-спасательных операциях.
Несмотря на предпринятые шаги в направлении разрешения полетов, есть эксперты, считающие, что ЭПР не является оптимальным решением проблемы. Некоторые собеседники указывают на риски, такие как неравномерный контроль и возможное ограничение доступа "нежелательных" операторов. Также существуют опасения, что данное решение не способствует созданию единых стандартов и не решает основных проблем регулирования отрасли.