Как пропустить фильм, если в нем снимается Алиса Фрейндлих? Да еще в паре с Александром Адабашьяном? Картину «Родители строгого режима» (2022) снял внук Алисы Фрейндлих Никита Владимиров.
Сначала думала, что сюжет будет напоминать сериал «Домашний арест», где мэр-коррупционер (Павел Деревянко) оказался согласно прописке в коммуналке, чтобы там отбыть меру пресечения по решению суда.
В «Родителях строго режима» мэра-коррупционера, которого сыграл Евгений Ткачук, под домашний арест заточили собственные мать и отец. Им надоело, что все вокруг только и ругают градоначальника за плохие дороги, рушащиеся больницы и прочие социальные язвы. Плюс то, что сына они видят, только когда надо снять предвыборный ролик с их участием.
Основательно подготовившись, родители накануне очередных выборов похищают сына-мэра и начинают операцию по перевоспитанию.
Комедией в чистом виде этот фильм не назовешь, это скорее, драмеди, или разговорная комедия с театральным привкусом. Это попытка понять, почему мы стали такими. Хотя объяснить тяжелым детством 1990-х коррупцию в органах власти в 2020-х — так себе идея. Послевоенное детство даже в подметки ему не годится, но желание «хапать и побольше» оно в людях не воспитало.
Детско-родительские травмы, в которых предстоит немного покопаться, тоже, на мой взгляд, не слишком хорошо объясняют, почему мэр, получив власть, решает исключительно свои материальные проблемы.
Но фильм стоит посмотреть не ради объяснений и оправданий, а ради актеров.
На дуэт Фрейндлих и Адабашьяна можно смотреть бесконечно. Трогательные старики, которые за жизнь успели стать одним целым, самоотверженно борются за 40-летнего сына, которого упустили и сами не поняли, когда.
Все время кажется, что взрослого и физически сильного мужчину им не удержать взаперти, но они гораздо хитрее и прозорливее, чем мы можем предположить.
Для Евгения Ткачука амплуа чиновника — нечто новое, обычно он играет отчаянных брутальных парней, либо мелких жуликов и бандитов. Его Борис Литвин даже не пытается быть хорошим сыном — он рвется к власти всеми способами, включая нелегитимные — он так привык. Он жесткий по натуре, и действует жестко, бьет первым.
В его мире так принято: лезть нахрапом, врать в глаза, манипулировать, предавать и продавать. Именно из этого мира и гламурная супруга мэра (Ольга Медынич), и страж порядка с бегающими глазками, понимающий, что без мэра у него нет шансов остаться на свободе (Владимир Сычев). В этом мире отпрыски учатся в вузах за границей и общаются с близкими по скайпу, когда пора попросить денег.
Родители Бориса Литвина Вера и Валентин — из другого мира, где читают вслух детям рассказы Носова о том, что красть нехорошо, где за проступок могут снять штаны и всыпать ремнем. Где поделятся последним, живут честно и по совести. И не понимают, как можно иначе.
Между этими двумя полярными мирами нет взаимопонимания. Или все же есть? И это тоже интересный вопрос, на который попытался дать ответ Никита Владимиров своим фильмом.
И дал нам возможность приятно провести вечер, и напомнил: берегите родителей!
Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру.
Смотрели, что скажете?
О другом фильме Никиты Владимирова я писала здесь:
Еще больше обзоров — в подборках «Кино круглый год» и «Наше кино»