Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Находится ли Джон Уильямс на одном уровне с великими композиторами прошлого?

Нет. Джон Уильямс — замечательный композитор для кино. Он оставался верен оркестру, когда многие другие композиторы обращались к синтезаторам и небольшим ансамблям. И это одна из причин, почему некоторые фильмы, для которых он написал музыку, по-прежнему звучат свежо сегодня. Он гениален в придумывании запоминающихся тем и мотивов.

  • Тема «Имперского марша» из «Империя наносит ответный удар».
  • Мотив из пяти нот из «Близкие контакты третьей степени».
  • Мотив из двух нот (!) из «Челюстей». Всё, что вам нужно сделать — это сидя на пляже с кем-нибудь, кто видел этот фильм, напеть это...
  • «Марш Искателей» из фильма «В поисках утраченного ковчега», который мгновенно вызывает в памяти Индиану Джонса, его шляпу и улыбку.
  • «Тема Хедвига» из фильмов о Гарри Поттере, которая прекрасно подчеркнула темы невинности и сверхъестественной угрозы в фильмах.
  • «Prelude and Main Title March» из «Супермена». И так далее.

Это лишь некоторые из примеров, где он придал фильмам, над которыми работал, уникальную музыкальную окраску. Вам достаточно услышать всего несколько нот, и вы вспоминаете эти фильмы. Трудно вспомнить другого кинокомпозитора нашего времени, к которому это относилось бы более верно. Возможно, исключения составляют некоторые произведения Говарда Шора или тема Элмера Бернстайна из «Великого побега».

Фото Jeremy Yap на Unsplash.
Фото Jeremy Yap на Unsplash.

Тем не менее Уильямс в значительной степени полагается на звучание уже существующей музыки (хотя и не в такой степени, как неисправимый плагиатор Джеймс Хорнер) — он воссоздает стили и настроения существующей оркестровой музыки и сочиняет новую музыку в тех же стилях.

Например, музыка «Звездных войн» в значительной степени стилистически обязана Густаву Холсту. «Имперский марш» — близкий родственник «Танца рыцарей» из «Ромео и Джульетты» Прокофьева. Музыка из «Челюстей» не могла быть написана без Стравинского. Музыка «Искателей» не могла быть написана без Корнгольда и других голливудских композиторов «Золотого века».

Но настоящая причина, по которой Джона Уильямса не следует ставить в один ряд с великими композиторами прошлого, заключается в том, что он и не пытался делать то же самое, что они. Иногда спрашивают, с точки зрения популярности, разве музыка к фильмам не сравнима с классическими произведениями прошлого? Разве у Бетховена не было много поклонников тоже? Да, их сравнивают. Но по большому счёту это сравнивать всё же нельзя. Бетховен изменил сами «правила игры». Его музыка была написана ради неё самой, и люди слушали её как музыку, а не как сопровождение некой драмы.

Музыка Джона Уильямса принимает форму составной части фильмов. Он не создаёт новых форм, которым другие композиторы чувствовали бы себя обязанными подражать. В своих партитурах к фильмам он не создаёт масштабные произведения и не развивает тему на протяжении всего фильма. Партитуры к фильмам работают не так.

Не то чтобы он не умел развить тему. Например, он действительно делает это в «Wild Signals» из саундтрека к «Близкие контакты третьей степени». Но это произведение, на которое обратили бы внимание только близкие к Уильямсу слушатели, к тому же его продолжительность едва превышает четыре минуты — потому что это опять музыка к фильму, а не 15-минутная часть какой-нибудь симфонии.

Видео: «John Williams - Wild Signals (Audio)».

Он действительно иногда пишет музыку, которая не предназначена для фильмов. Но слушали ли вы её? Например, «Heartwood: Lyric Sketches for cello and orchestra» или «Three Pieces for solo cello»? Это не та музыка, которую приняла бы активно широкая публика. «Heartwood» написан в стиле середины 20 века, где чувствуется влияние Бриттена и Шостаковича, в то время как «Три пьесы» — просто интересная работа. Это прекрасные вещи, хорошо проработанные и эффективные. Но они звучат как многие другие, и в них нет свежести или по-настоящему современного качества музыки даже таких композиторов, как Анна Мередит, Нико Мьюли или Джон Лютер Адамс — хотя все они моложе Уильямса.

Итак, Уильямс наиболее известен и любим тем, что пишет музыку для фильмов. Это ни в коем случае не скромное ремесло. Он пишет великолепную музыку для фильмов. Но это тот контекст, в котором обязательно нужно обсуждать и понимать его музыку. Не в контексте радикально новых и эпохальных произведений, таких как третий опус Бетховена, или второй — Малера, или даже струнный квартет № 2 Шёнберга.

Итак, Уильямс — хороший, но второстепенный композитор современной концертной музыки, а также один из великих композиторов нашей эпохи кино. Это кое-что говорит и о нём, и о нашем времени.

По материалам поста (англ.) Alex Johnston, который представился как «писатель, редактор, отец, ирландец, музыкант и иммигрант».