Найти тему
Советское Кино

В прокате фильм занял только 12 место

Советская картина «Мертвый сезон» 1968 года отличалась от остальных советских фильмов детективного жанра прежде всего тем, что основана была на реальных событиях. Связаны они были с советской разведкой, ее работой и обменом советского и американского разведчика.

Фильм снимали на киностудии «Ленфильм». Режиссер картины С. Кулиш в соавторстве со сценаристами В. Владимировым и А. Шлепяновым рассказывали историю работы советской разведки в годы «холодной войны». Первоначальный сценарий написал режиссер В. Вайншток на основе тех данных, которые были предоставлены ему КГБ СССР. В основе истории лежали события недавнего прошлого. Советский разведчик работал в Англии под вымышленным именем и после разоблачения посажен в тюрьму. Но он отсидел только три года и был обменян на английского разведчика, засланного в СССР и здесь обезвреженного.

Подбирая актеров на главную роль, режиссер остановил свой выбор на В. Тихонове, но семья обмененного разведчика воспротивилась такому решению. Им хотелось видеть в фильме об их родственнике кого — то более на него похожего и внешне и в манере общения. Совместными усилиями выбрали Д. Баниониса.

Кроме него в картине снимались: Р. Быков, С. Курилов, Г. Юхтин, Б. Фрейндлих, А. Эскола, Л. Мерзин, Э. Коппель, М. Раус, В. Эренберг, Ю. Ярвет, А. Зайце, С. Коркошко, Л. Норейка.

Большую часть картины снимали в Эстонии, а остальной фильм снимали в Ленинграде.

Изображение со страницы https://laifhak.ru/media/muzikalniyklass/mertvyi-sezon-pervyi-sovetskii-film-posviascennym-deiatelnosti-sovetskoi-razvedki-v-gody-holodnoi-voiny-5f054d4d3494175e5f059d74
Изображение со страницы https://laifhak.ru/media/muzikalniyklass/mertvyi-sezon-pervyi-sovetskii-film-posviascennym-deiatelnosti-sovetskoi-razvedki-v-gody-holodnoi-voiny-5f054d4d3494175e5f059d74

Сюжет фильма отличался от реальности и повествовал о работе советского разведчика по поимке и наказанию военного врача — преступника, который работал при немцах на Гитлера, а после войны стал разрабатывать так называемую «сыворотку правды». Этого преступника поручено было разоблачить и ликвидировать советскому разведчику. Но операция частично сорвалась. Преступника удалось вывести в СССР, но разведчик попал в плен к западно — немецким, а впоследствии и к американским спец службам. После трех лет заключения с психологической обработкой, его обменяли на американского резидента, пойманного в СССР.

В массовке и почти на всех главных ролях играли прибалтийские актеры, поскольку у них была ярко выраженная европейская внешности и разговаривали они с акцентом.

Интересно, что в самом начале картины к зрителям обращается с аннотацией Р. Абель, чья судьба была похожа на судьбу главного персонажа картины. Но известно, что самому Абелю картина не понравилась, да и обмененному советскому разведчику она тоже не очень нравилась. Слишком много в картине было продиктовано не реальностью, а цензурой.

Консультантом картины был обмененный на англичанина советский разведчик К. Т. Молодой.

Банионис до начала съемок серьезно сомневался в том, что сможет сыграть свою роль. Он считал, что настоящий разведчик должен был быть высоким, стройным и очень энергичным. А сам актер был не большого роста, сутулый и замкнут. Но КГБ и разведчики, которые курировали картину, переубедили актера.

Банионис впоследствии признавался, что изначально согласился сниматься в картине из меркантильных соображений. Просто ему очень нужно было попасть в Ленинград и купить там запчасти для своего автомобиля. Вот с авто запчастей и началась его роль в картине. А с разведчиком и прототипом своего героя, он познакомился только после начала съемок. Посмотрев на Молодого, Банионис понял что действительно очень сильно походил на того внешне, и что настоящий разведчик выглядит неприметно и довольно стандартно.

Стиль картины режиссер делал максимально приближенным к документальному фильму. Он считал, что так зритель будет больше воспринимать сюжет фильма.

Актер Р. Быков одновременно с фильмом «Мертвый сезон» снимался в картине «Служили два товарища» и постоянно ездил между двумя съемочными площадками. Это его сильно изматывало, зато грим почти не надо было накладывать — актер итак выглядел осунувшимся и усталым.

В картине была мощная психологическая сцена прощания советского разведчика с его возлюбленной немкой. Но, по соображениям цензуры — советский разведчик не мог любить женщин из вражеских стран — сюжет был практически полностью вырезан.

Но цензура все равно не хотела выпускать картину на экраны, считая что советских разведчиков показали в плохом свете и так они не работают. Режиссеру картины пришлось звать на итоговые просмотры консультантов — разведчиков, которые в резкой форме и с предъявлением документов потребовали у комиссии фильм пропустить и от актеров отстать.

После выхода картины на экраны, она получила главный приз на Всесоюзном кинофестивале в Минске, и отдельные премии режиссёру Савве Кулишу и актёру Донатасу Банионису на международном кинофестивале приключенческих фильмов в Софии.

Однако в прокате фильм занял только 12 место, поскольку обычная публика не привыкла тогда смотреть серьезное психологическое кино про разведчиков и существовал определенный стереотип внешности героя.

Но несмотря на прохладный прием, картина до сих пор среди профессионалов считается образцом работы контр разведчика и служит неплохим материалом при подготовке российских офицеров.