Магнитогорск, 1982
50-летию Магнитогорского металлургического комбината имени В. И. Ленина
Городской отдел культуры
Левобережное отделение общества охраны памятников
Магнитогорский краеведческий музей
Есть в труде, как на полях сражений
Святой закон для каждого бойца -
Жить в мире наивысших напряжений -
Гореть накалом полным до конца
Е. ТЕЛЬКАНОВА
Григорий Иванович Носов (1905-1951) — директор Магнитогорского металлургического комбината, депутат Верховного Совета СССР, кавалер трех орденов Ленина и ордена Трудового Красного Знамени, дважды лауреат Государственной премии СССР.
Магнитка — это символ трудовой славы советских людей. И многие страницы ее славной истории связаны с именем выдающегося советского металлурга Г. И. Носова.
Сын катав-ивановского кузнеца, начавший свой трудовой путь учеником слесаря, Г. И. Носов вырос до руководителя крупнейшего в стране предприятия — Магнитогорского металлургического комбината.
Инженер-новатор, он умел увлечь людей на решение трудных, казалось бы, неосуществимых задач. Особенно ярко это проявилось в трудные годы Великой Отечественной. войны.
Перед магнитогорскими металлургами были поставлены задачи огромной государственной важности — нужны были броневая сталь и броневой лист. Г. И. Носов горячо поддержал идею заместителя главного механика комбината Н. А. Рыженко о прокатке броневого листа на блюминге и впервые в мировой практике организовал производство броневой стали в большегрузной мартеновской печи.
В результате фронт получил магнитогорскую броню на полтора месяца раньше срока, установленного правительством.
За освоение производства броневого листа в ноябре 1941 года Г. И. Носов был награжден первым орденом Ленина, а в апреле 1942 года за разработку новой марки броневой стали и процесса ее производства Г. И. Носову была присуждена первая Государственная премия СССР.
Узнав о награждении магнитогорцев, сталевар А. Н. Грязнов пишет с фронта: «Директору Магнитогорского комбината — Носову Григорию Ивановичу. Сегодня прочитал в «Правде» Указ правительства о награждении магнитогорцев. Это большая честь. Вы этой наградой обязаны народу, выполнявшему задания по выплавке стали на танки. Привет Вам, орденоносцам. Будьте всегда вожаком масс. Алексей Грязнов».
Наступил мир, но жизнь и быт магнитогорцев еще долго несли на себе следы тяжелой войны. Это требовало от Г. И. Носова совмещения многочисленных житейских забот с широкими техническими замыслами, устремленными вперед.
Повышенное давление газа под колошником, увеличение температуры дутья, неустанная борьба за ритмичный, спокойный ход печи — все эти и многие другие мероприятия были поддержаны Г. И. Носовым и дали возможность доменщикам комбината добиться блестящих результатов.
За 1950 год количество рабочих в доменном цехе сократилось на 80 человек, а производство чугуна увеличилось на 8 %, и тонна чугуна стала дешевле на 25 рублей. «Такой работы доменщиков еще не было в мире. Если б все доменные цехи Союза так работали, страна получила бы к концу года пять миллионов тонн чугуна дополнительно», — сказал И. Ф. Тевосян, нарком черной металлургии, о работе доменщиков Магнитки. Хорошо работали и другие переделы ММК. Уже тогда Магнитогорский металлургический комбинат называли «народной академией металлургов». Г. И. Носов твердо верил, что опыт магнитогорцев послужит быстрому становлению в нашей стране новых Магниток.
За коренное усовершенствование методов труда и внедрение новой техники в 1951 году Г. И. Носову вторично была присуждена Госу-
дарственная премия СССР.
Обладая необыкновенным даром предвидения, Г. И. Носов ‘еще в 40-е годы задумался о широком использовании природного газа в
металлургии. Он ездил сам, посылал людей для изучения газовых месторождений, чтобы в будущем обеспечить комбинат дешевым топливом.
Г. И. Носов любил заглянуть и в будущее: «Быть может, недалек тот час, когда сырые металлы, необходимые для выплавки металла, будут конвеером автоматически поступать в плавильные печи и также автоматически будет выпускаться готовая продукция. Персоналу завода остается только наблюдать за процессами". - писал в одной из последних своих статей Г. И. Носов.
Г. И. Носов. не сумел бы осуществить многое из задуманного, если бы действовал в одиночку, без коллектива, без партийной организации.
Сам из рабочих, Г. И. Носов никогда не порывал тех нитей, которые крепко связывали его с дружной семьей металлургов. Он умел слушать и советоваться, побуждать к действию других, не стеснялся с помощью рабочих выяснить то, что было непонятно, и вместе с ними
вытянуть какое-то слабое производственное звено.
Г. И. Носов хорошо разбирался в людях, быстро выделял среди них даровитых, чей природный ум, казалось бы, ждал толчка. Он приметил сталевара Якова Верховцева, впоследствии ставшего одним из лучших сталеваров комбината. Алексея Грязнова — магнитогорского Макара Мазая и многих других.
Г.И. Носов мог сплотить вокруг себя людей ищущих, инициативных, мог растить кадры и ценить их. Именно Г. И. Носов разглядел в рядовых инженерах Г. В. Савельеве, А. Г. Трифонове, Г.А. Седаче людей крупного
масштаба, способных руководить цехами.
Был выдвинут им и С. П. Антонов, в дальнейшем — работавший главным — инженером ММК.
У Г. И. Носова не было иного счастья в жизни, кроме счастья народа. Он страстно любил свою родину, уральцев, часто говорил: «Что за народ уральцы — рудознатцы отменные, и мужества у них хоть отбавляй».
Строгость характера в нем хорошо сочеталась с душевностью и простотой русского человека. Г. И. Носов был человеком с обостренным чувством справедливости. Люди любили своего ‚директора за чистоту его помыслов
и дел, за то, что он был весь, как на ладони — простой, свой, требовательный и заботливый.
Жизнь Г. И. Носова оборвалась в 46 лет. Но он многое успел, многое сделал для развития металлургии нашей страны. У входа в заводоуправление комбината висит мемориальная доска Г. И. Носову, но главным памятником Григорию Ивановичу является сам Магнитогорский металлургический комбинат и добрая память, живущая в сердцах магнитогорцев. Около 30 лет имя Г. И. Носова с гордостью носит Магнитогорский горно-металлургический институт. Имя Г. И. Носова присвоено и областной премии для передовиков и новаторов металлургических предприятий.
Эта премия стала присуждаться с 1973 года. Одними из первых лауреатов премии им. Г. И. Носова на ММК стали доменщики четвертой домны и коллектив сталеплавильщиков мартеновской печи № 13.
Сегодня многие из проблем, которые волновали Г. И. Носова, решены и многие решаются. Уже давно на ММК нашли свое применение природный газ, соколовско-сарбайские руды, построены большегрузные мартеновские
печи — заветная мечта Г. И. Носова, возведены домны-гиганты с двумя летками. По-прежнему стиль Магнитки отличает технический поиск, движение вперед.
Труд его поистине огромен,
Потому останется навек
В людях, в зданьях и в дыханье домен
Этот русский скромный человек.
Л. ТАТЬЯНИЧЕВА