Найти тему

ПЕРВАЯ ВОЛНА КПТ. С чего все начиналось?

Все начинается с начала 20-ых годов 20 века: активного развития идей бихевиоризма. В то время как психоанализ занимался изучением человеческого разума для понимания личности, последователи бихевиоризма рассматривали поведение человека как приобретенный способ реагирования на внешние раздражители.

Дж. Уотсон. Источник: https://psylaser.ru/reviews/philosophers-psychologists.html
Дж. Уотсон. Источник: https://psylaser.ru/reviews/philosophers-psychologists.html

Здесь можно выделить много знаменитых ученых, первый из которых основатель бихевиоризм –Дж. Уотсон. К знаменитым бихевиористам также относятся Э. Торндайк и Э. Толмен. В тот период бихевиоризм рассматривал нашу психику исключительно как форму «стимул - реакция», где стимулом является любое внешнее воздействие, а реакцией - наше поведение, мысли и т.д.

Далее, в данном направлении можно выделить новый виток развития. Это необихевиоризм, который отличался тем, что ученые, придерживавшиеся его, понимали сознание как нечто большее, чем просто цепочка «стимул-реакция», и каждый из них решал добавить еще один «этап». Сюда может относиться влияние организма на нашу «реакцию» (теория К. Халла). Сюда также относятся такие знаменитые ученые, как Б.Ф. Скиннер и А. Бандура.

Источник: https://present5.com/tema-2-psixologiya-v-strukture-sovremennyx-nauk/
Источник: https://present5.com/tema-2-psixologiya-v-strukture-sovremennyx-nauk/

Ученые данного направления также уделяли большое внимание особенностям формирования условных и безусловных рефлексов. Самый знаменитый эксперимент был проведен основателем бихевиоризма Дж. Уотсоном. На данный момент он наиболее известен под названием “Маленький Альберт”:

Источник: https://www.kampustenevar.com/kategori-bilim-ve-teknoloji/en-korkunc-deney-kucuk-albert-deneyi
Источник: https://www.kampustenevar.com/kategori-bilim-ve-teknoloji/en-korkunc-deney-kucuk-albert-deneyi

Для эксперимента был выбран 11-месячный ребенок «Альберт Б.», который был вполне нормально развитым ребенком. Экспериментаторы сначала проверили реакции Альберта, показывая ему белую крысу, маски, горящую газету и хлопковую пряжу. Ничего из этого не выявило страха у мальчика. Затем они приступили к формированию реакции страха. Одновременно с тем, как Альберту давали поиграть с белой крысой, экспериментатор бил молотком по стальной полосе так, чтобы испугать ребенка. Таким образом, ребенок стал пугаться самой крысы без удара (при условии, что до удара крыса не вызывала страха). На данном этапе условный рефлекс страха на крысу закрепился у маленького Альберта. Через пять дней Альберт снова оказался у экспериментаторов. Они проверили его реакцию: обычные игрушки не вызывали негативной реакции. Крыса же всё еще пугала малыша.

Экспериментаторы проверили, не случился ли перенос реакции страха на других животных и похожие предметы. Выяснилось, что ребенок действительно боится некоторых животных и предметов, не связанных с крысой (например, кролика (сильно), собаки (слабо), мехового пальто и др.). Все они были связаны с ней именно по характеристикам «мягкости и пушистости». Таким образом, ученые сделали вывод, что любая наша реакция на окружающие нас стимулы, сформировалась при помощи «научения». А это значит, что любой человек в начале – «чистый лист», который меняется благодаря влиянию окружающей среды.

Так, Джон Уотсон и пришел к своей самой знаменитой цитате:

«Дайте мне дюжину здоровых, нормально развитых младенцев и мой собственный особый мир, в котором я буду их растить, и я гарантирую, что, выбрав наугад ребенка, смогу сделать его по собственному усмотрению специалистом любого профиля — врачом, адвокатом, торговцем и даже попрошайкой или вором — вне зависимости от его талантов, наклонностей, профессиональных способностей и расовой принадлежности его предков».
Источник: https://vip-divan.su/raznoe/b-dzh-uotson-uotson-dzhon-brodes.html
Источник: https://vip-divan.su/raznoe/b-dzh-uotson-uotson-dzhon-brodes.html

В чем же отличие первой волны от второй?

Так же, как и необихевиористы, специалисты второй волны придерживаются идеи о том, что стимулы из окружающего мира вызывают у нас определенные реакции, проходя через некоторые процессы в нашем сознании. В когнитивно-поведенческой терапии такой «промежуточной переменной» считаются именно наши дисфункциональные убеждения и установки, то есть, фактически, наше отношение и мысли, связанные с окружающим миром.

Именно они меняют наше восприятие объектов окружающего мира и именно из-за них мы чувствуем те эмоции и реагируем так или иначе.

______________________________________________

Меня зовут Таня Мясоедова, я психолог! В своей работе я использую 2 основных подхода – КПТ (когнитивно-поведенческая терапия) и схема-терапия.

Следи за моим блогом, а также связывайся со мной по вопросу консультаций по этой ссылке https://taplink.cc/tanya.myasoedova. Там же ты найдешь ссылки на мои страницы в других социальных сетях.

-5