Найти в Дзене
Культурная критика

Про "режоперу" в современном музыкальном театре

Я Лена, мне 31 год и я ненавижу режоперу всей душой. При том что это явление повально захватывает оперные театры и считается по каким-то причинам попыткой обновления «устаревшего» жанра. Режиссер любому спектаклю, безусловно, нужен, хотя бы потому что коллективом людей, занимающимся одним делом, кто-то должен управлять. К тому же, кто-то должен выстраивать мизансцены и определять сценическое движение. В идеальных ситуациях режиссер вообще может найти в материале дополнительные смыслы, предложить их интерпретацию и вступить в диалог с автором произведения. Включение режиссера в оперу вот на этом высшем уровне особенно сложно, потому что с постановкой надо «подружить» не только текст, но и музыку. К тому же, чисто физически человек не может петь в некоторых положениях - например, вверх ногами, - что тоже накладывает определенные ограничения. Но успешные примеры сочетания режиссерской мысли и оперы есть. Например, мне очень понравилась «Аида» в постановке Петера Штайна в МАМТе им. Станисл
Фрагмент спектакля "Евгений Онегин", режиссер Дмитрий Черняков
Фрагмент спектакля "Евгений Онегин", режиссер Дмитрий Черняков

Я Лена, мне 31 год и я ненавижу режоперу всей душой. При том что это явление повально захватывает оперные театры и считается по каким-то причинам попыткой обновления «устаревшего» жанра.

Режиссер любому спектаклю, безусловно, нужен, хотя бы потому что коллективом людей, занимающимся одним делом, кто-то должен управлять. К тому же, кто-то должен выстраивать мизансцены и определять сценическое движение. В идеальных ситуациях режиссер вообще может найти в материале дополнительные смыслы, предложить их интерпретацию и вступить в диалог с автором произведения.

Включение режиссера в оперу вот на этом высшем уровне особенно сложно, потому что с постановкой надо «подружить» не только текст, но и музыку. К тому же, чисто физически человек не может петь в некоторых положениях - например, вверх ногами, - что тоже накладывает определенные ограничения.

Но успешные примеры сочетания режиссерской мысли и оперы есть. Например, мне очень понравилась «Аида» в постановке Петера Штайна в МАМТе им. Станиславского и Немировича - Данченко. Режиссер сохранил все сценические приемы, которые придумал композитор и которые очень важны для сюжета - например, двухэтажную декорацию финальной сцены и размещение певцов на двух уровнях. Он также оставил часть сцен в классическом формате - Триумфальный марш пафосен, очень красив и очень соответствует музыке. В остальном спектакль построен на минималистичных и геометрических решениях, а также на контрастах цветов - белого, черного, синего и красного. Например, в сцене судилища сценическое пространство перечеркнуто диагональю, по которой идет процессия жрецов в белом, среди которой мечется одинокая фигура Амнерис в ярко-красном. С помощью таких приемов создается максимальный контраст между бесчувственностью и чувством и подчеркивается ещё больше эмоциональность, заложенная в музыке.

Фрагмент спектакля "Аида", постановка Петера Штайна (оригинал фото доступен по ссылке https://stanmus.ru/shows/aida/)
Фрагмент спектакля "Аида", постановка Петера Штайна (оригинал фото доступен по ссылке https://stanmus.ru/shows/aida/)

Но Штайн именно что вступил в диалог с Верди и не пытался ему противоречить. К сожалению, таких режиссеров меньшинство. Большинство старается не выразить в опере то, что закладывал композитор, а максимально показать себя как нестандартную творческую личность. И так появляется «режопера» в самом плохом смысле слова - как торжество личности постановщика над личностью автора и над исходным произведением. Это не попытка найти новые смыслы - это попытка навязать то, чего в произведении не было, в ущерб его изначальной задумке.

В плохой режопере я бы выделила такие типы спектаклей.

1️⃣ Осовременивание. Действие оперы переносится из условного Средневековья, XVI века, XIX века и так далее в наши дни или в какой-то период XX века. Соответственно, появляются современные декорации и костюмы. В принципе, если этим дело и ограничивается, то это далеко не самый плохой вариант. Но из песни слов не выкинешь, и текст писался все-таки под ту эпоху, которая имелась в виду в либретто. И получается, что в «Майской ночи» эпохи коллективизации герои почему-то вспоминают «матушку Екатерину» и ставят винокурню на деревне, а дети богатых родителей из «Лакме» почему-то вспоминают про солдатскую честь, хотя до этого не было ни одного признака, что они вообще служили в армии.

Фрагмент спектакля "Майская ночь", МАМТ (оригинал фото доступен по ссылке https://golos-publiki.ru/opera/maiskaya-noch-mamt-16-03-2014/)
Фрагмент спектакля "Майская ночь", МАМТ (оригинал фото доступен по ссылке https://golos-publiki.ru/opera/maiskaya-noch-mamt-16-03-2014/)

2️⃣ Наркоманский трип. Обычно от этого страдают оперы на сказочный или мифологический сюжет. Очевидно, режиссеры думают, что раз в них много фантастических элементов, то можно реализовать вообще все свои фантазии. Поэтому «Волшебная флейта» - сложная масонская опера с кучей символики - превращается в путь героев на закрытую вечеринку сквозь всевозможные ролевые игры и бредовые ситуации. Такие постановки рождают в голове только один вопрос - что именно курил режиссер перед спектаклем, вызывают смех в тех местах, где смеяться по идее нечему, и отвлекают от музыки.

Фрагмент спектакля "Волшебная флейта", Большой театр (оригинал фото доступен по ссылке http://bolschoi2014.narod.ru/volshebnayaFleita.html )
Фрагмент спектакля "Волшебная флейта", Большой театр (оригинал фото доступен по ссылке http://bolschoi2014.narod.ru/volshebnayaFleita.html )

3️⃣ Новое прочтение и новые смыслы. Здесь режиссер придумывает концепцию - например, показать по-другому персонажей или подчеркнуть какую-то близкую ему мысль в их отношениях - и начинают подгонять музыку и сюжет под нее. Ярким примером являются постановки одного из «гениев» режоперы г-на Чернякова.

Например, в «Евгении Онегине» он хотел, очевидно, подчеркнуть, что Онегин лишний человек, а также до предела обострить все характеры и конфликты. Некоторые критики даже сочли, что Черняков в этой постановке приблизился к пушкинскому тексту. Но в итоге Ленский погибает в результате несчастного случая из-за неосторожного обращения с огнестрельным оружием, а Онегин признается Татьяне в любви в присутствии Гремина. При этом Гремин не может ни накричать на мужика, призывающего его жену с ним уехать, ни вышвырнуть его из дома - потому что у Чайковского в этой сцене Гремина нет, а вот большой дуэт Татьяны и Онегина есть. Остаётся бедному басу только делать страшные глаза.

Иногда этот тип режоперы сочетается с первыми двумя, особенно с наркоманским трипом. Так получается спектакль «Пиковая дама» г-на Александрова, где графиня - дама легкого поведения, а на сцене появляются ещё и Сталин с Николаем II (и причем тут Пушкин и Чайковский…)

Фрагмент спектакля "Пиковая дама", режиссер Юрий Александров (оригинал фото доступен по ссылке https://novayaopera.ru/afisha-i-bilety/archiv/pikovaya-dama/)
Фрагмент спектакля "Пиковая дама", режиссер Юрий Александров (оригинал фото доступен по ссылке https://novayaopera.ru/afisha-i-bilety/archiv/pikovaya-dama/)

4️⃣ Производное произведение. В предыдущих вариантах режоперы режиссеры все же больше реализовывали себя в постановочной части и не трогали музыку и текст. Во варианте с созданием производного произведения режиссер уже поднимается на уровень автора и смело кромсает исходный материал в угоду своей концепции. По справедливости получившемуся произведению стоило бы дать новое название, чтобы не вводить зрителя в заблуждение, но этот ход провален с точки зрения маркетинга. Поэтому такие работы нам подают как классические оперы в новом прочтении.

Один из примеров - опера «Князь Игорь» в постановке действительно большого драматического режиссера Юрия Любимова. Ради собственной концепции образов персонажей он вырезал из оперы один из вокальных шедевров - арию Колчака, и предпочел работе Римского-Корсакова и Глазунова по завершению музыкальной партитуры оперы работу современного композитора, перелопатив всю партитуру.

Фрагмент спектакля "Князь Игорь", режиссер Юрий Любимов (оригинал фото доступен по ссылке https://www.kommersant.ru/doc/2209113 )
Фрагмент спектакля "Князь Игорь", режиссер Юрий Любимов (оригинал фото доступен по ссылке https://www.kommersant.ru/doc/2209113 )

5️⃣ Четыре в одном или все типы выше вместе. К данным поделкам, представляющим из себя просто издевательство над зрителем и над произведением, относятся все постановки г-на Богомолова в оперном жанре. Например, в опере «Кармен» в постановке Пермской оперы, судя по отзывам зрителей, от Кармен не осталось ничего: действие происходило в Одессе времен русской революции, музыка Бизе сочеталась с не имеющими к ней никакого отношения песнями в жанре шансон, в оперу добавились драматические диалоги… В итоге Кармен превратилась в фарс - но ведь Бизе именно так ее задумывал, правда? И куда же без так любимых г-м Богомоловым маньяков, которые у него появляются практически в каждом спектакле.

Фрагмент спектакля "Кармен", режиссер Константин Богомолов
Фрагмент спектакля "Кармен", режиссер Константин Богомолов

В целом, режопера каждого из типов выше уродует музыкальный театр. И все красивые слова про обновление жанра тут не проходят - прямое искажение авторского замысла и насмешка над ним никак не является попыткой выдохнуть новую жизнь во что-то устаревшее (хотя кто вообще сказал, что опера устарела …). Также как попытки посмеяться над тем, что не смешно, не превращает трагедию в комедию, а больше говорят о моральных качествах создателей сего действа. Поэтому я горячо рекомендую обходить стороной все спектакли, у которых есть шанс быть режоперой, кроме случаев, когда вы очень хотите услышать произведение, а другого варианта просто нет. Хотя если вам не повезет попасть на спектакли типов 4 и 5, то и с попыткой услышать прекрасную музыку могут быть проблемы.

#слушаем_музыку