Господь Иисус Христос взял Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их одних на высокую гору. Пошёл Он для того, чтобы помолиться. Мы видим, что в Евангелии апостолы зафиксировали больше дел Господних, чем Его слов. Потому что недаром говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И перед ними Он совершал эти поступки, творил великие исцеления, и это входило в память гораздо лучше. Мы знаем, что Господь очень часто, и ночью даже, уходил молиться в пустынное место. Но то, что в пустынное, это объясняется просто: чтобы никто не мешал Ему быть наедине с Отцом Небесным. А здесь Он пошёл на гору. Гора Фавор – это по нашим масштабам (мы знаем, что такое Эльбрус) небольшая возвышенность. Но кто был на горе Фавор, знает, что чтобы подняться туда пешком, надо приложить довольно серьёзное усилие. Сейчас вообще можно на автомобиле почти до самого верха добраться. А тогда туда вели тропы. Это был изрядный труд. Через это Господь хотел им показать, что путь к Преображению, который вообще заповедан всем нам, как раз лежит через восхождение в гору по узкой тропе. Если мы хотим свою душу погубить, мы можем к этому употребить бесчисленное количество всяких приёмов. Самое простое: пьянство, воровство, блуд, азартные игры, убийства, драки, обманы. Любой выбирай и губи свою душу. А можешь – всё сразу: и выпить, и покурить, и поматериться, и обокрасть, и убить, и наврать, и подставить, да хоть человека живьём съесть. Это – как с горы. Падаешь ты с одного склона – гибель, падаешь с другого склона – такая же гибель. Не играет никакой роли.
А вот подняться наверх – только по единственной тропочке. В этом тоже милость Божья. Нет множества путей, через которые человек может прийти к Богу. Только единственный путь. Этот единственный путь есть путь покаяния. Поэтому, когда Христос пришёл на землю, Он начал Свою проповедь, обращаясь к людям: «Покайтесь. Приблизилось к вам Царствие Божье». Оно очень близко, но необходимо сделать усилие, даром ничего не получится, вот так, без усилий. Почему? Потому что спасение – это вещь взаимная. Представьте себе, Бог всемогущ, но Он не может спасти человека против его воли. Только соединение двух воль – воли Божией и воли человеческой – может привести к спасению.
А уж обо всём остальном Бог позаботится. Он дал этот единственный путь. Если ты на него встанешь, им пройдешь, это будет трудно, как восхождение в гору, вот тогда преобразится твоя жизнь, преобразятся твои поступки, вместо плохих будут хорошие. Преобразятся твои слова – вместо сквернословия будет молитва. Преобразятся твои мысли – вместо того, что обычно в голове у тебя крутится, о чём даже страшно и самым близким людям сказать, будут мысли светлые и радостные. И, наконец, чувства. Самое последнее – чувства преобразятся. У нас какие чувства? Главное – это зависть.
В тюрьме сидит 982 тысячи человек, и все там сидят из-за зависти. Представляете, вся молодёжь вместо того, чтобы детей рожать, трудиться – сидит в тюрьме из-за зависти. А почему? «У него есть, у меня нет – лучше отниму». Хотя тысяч сто вообще ни за что сидит. Но, всё равно, остальные 90% мучаются из-за зависти.
Какие ещё чувства? Гордость: «Почему я должен? А что, я хуже всех?» У любого святого угодника Божия, хоть у преподобного Серафима спроси: «А ты что, лучше всех?» А он скажет: «Я хуже всех». И это не сказка. Сам великий апостол Павел говорил: «Я есть первый грешник». А почему он так говорил? Потому что он так чувствовал. А почему он так чувствовал? Потому что он был чрезвычайно близок к Богу. Когда человек далёк от Бога, он себе кажется хорошим. Когда человек близок к Богу, он кажется себе настолько великим грешником, что он не может даже рядом с Ним находиться. Когда Господь устроил для апостолов чудесный улов рыбы, Пётр сказал: «Господи, выйди из лодки, я человек грешный». То есть он что ощутил? Свое недостоинство просто быть рядом. Потому что у него уже начинались те чувства, которые должны быть у христианина – чувства благоговения. Вот так меняются даже чувства.
Вы видите, сколько ступеней? Сначала поступки, потом слова, потом мысли, а уж потом чувства. Такие, как у младенца. Только благодать Божья может так преобразить человека. Сам человек может исправить только поступки. Того, кто сможет исправить и свой язык, Священное Писание уже называет человеком совершенным. А вот очистить чувства и освободить мысли от греха – это уже дело благодати Божьей. Ты можешь не воровать, но вором ты всё равно останешься. Потому что у тебя какие чувства? Желание чужого. А Господь говорит: «Не пожелай того, что не твоё». И сказал это за полторы тысячи лет до пришествия Христа на землю. Желать нельзя. Само это чувство плохое, оно приводит к погибели. И неважно, что у него много, а у тебя мало, что он сам вор, это неважно. Он-то вор, но и ты вор. Вором ты останешься до тех пор, пока ты желаешь чужого.
А вот от чувства кто тебя освободит? Только Господь. Вот это освобождение и называется преображением. Человек преобразился, стал другим: из жадного – щедрым, из желающего чужого – таким, который, наоборот, готов другому из того, что он имеет, помочь и раздать. Совершенно другие чувства и другие радости. Если у большинства людей радость – что-то себе приобрести, то у христианина другая радость – ещё кому-нибудь что-нибудь отдать. Оно прямо противоположно. И вот это и есть покаяние, то есть изменение жизни. Меняются мысли человека. Вот все 6 миллиардов людей именно так живут, а по-христиански, извините, – строго наоборот. И чем больше ты в этом преуспеешь, тем ближе ты к Богу. А вершина этого – это то, что Господь показал своим ученикам на горе Фаворской, преобразившись перед ними, засиял – и лицо Его, и одежда – как снег. Особенно там, на палестинском солнце, это сверкание совершенно ни с чем не сравнимой красоты, чистоты, белизны, потому что это – сияние славы Божьей.
Что такое христианство? Христианство – это есть видение Бога. Апостолы, эти трое ближайших и любимых учеников Христовых, и остальные девять человек, которые остались внизу и не сподобились этого видения, а только эти трое, потому что они уже прошли определённый внутренний путь и смогли на некоторое время – несколько секунд, может быть, минуты полторы – это видеть. Что они увидели? Они увидели Бога. А до этого они видели Человека Иисуса Христа. Но во Христе Иисусе было же две природы. Одна природа – Человеческая, та, которая родилась в Вифлеемской пещере от Марии Девы, а другая – Божественная. Вторая ипостась Святой Троицы – Божественный Логос. И вот этот свет они и увидели. Увидели не глазными яблоками, сетчатками своих глаз, нет. Они увидели его духом своим, вот этот Божественный свет. Они уже вкусили Небесного Царствия, пришедшего в силе благодати Божьей. Где они были там, на горе Фавор? Они были в Царствии Божьем. Кто из нас с вами сподобится Царствия Божьего, тот будет жить в этом Божественном свете. Нам невозможно это вообразить, что это такое. Мы можем только по отголоскам самого Петра это представить, вот как Пётр сказал, даже не сказал – залепетал: «Господи, хорошо бы нам здесь остаться навсегда, давай три шалаша сотворим – тебе, Моисею, и мне, и нам, и мы тут будем жить всегда». Вообще забыл всё Некоторые говорят: а как же так, вы, христиане, говорите, вот Царствие Небесное, а люди на земле мучаются, в Ливии война идёт, на Кавказе – тоже. Всё забудешь, и не потому что ополоумел, а всё растворится в этой радости. Всё растворится, как у матери, которая дитя рожает в 1943 году под ударами бомб, и всё равно она счастлива: ребёночек родился. Ей наплевать и на Гитлера, и на Сталина. Потому что произошло, для неё такое событие, что оно затмило всё. И вот этот Божественный Свет всё затмевает, и это состояние такого блаженства, для которого в человеческом языке нет нужных слов. Мы только слышим, как Пётр об этом говорит, как он хотел остаться там навсегда. Он не думал о том, что они еды с собой не взяли, что там пить нечего, а надо просто ждать дождя, и нет там колодцев, что это, к сожалению, даже физически невозможно.
Но для Христа Спасителя, конечно, всё возможно. Недаром в день Преображения, и сегодня, и всегда над этой горой стоит облако. Все, кто там бывает на Преображение, видят: над Фавором в этот день чудесным образом появляется облако. Веруешь ты во что-то, не веруешь – это твоё собачье дело, а облако – вот оно. А завтра его не будет, потому что завтра другой день – Митрофана Воронежского, а не Преображения Господня.
Вот что Господь им показал, а апостолы записали в назидание нам: что любой из нас, здесь стоящий, и те, кто сейчас ещё на даче ранние яблоки собирает, может сподобиться этого света. И каждый из нас может в нём жить, в этом свете. Более того, это всё уготовано каждому из нас. Но мы должны поверить Богу, поверить в то, что заповеди, которые Он нам дал, нас к этому приведут, и чтобы мы по этим заповедям, как по ступеням, шли туда, наверх, – тогда это случится. А если мы выбираем в своей жизни грех, то с нами этого не произойдет. Мы должны, опять же с помощью Божьей, этот грех преодолеть.
И Господь заповедал им, своим ученикам, никому не говорить о том, что с ними произошло. Во-первых, потому, что другие апостолы в своё время каждый сподобились видения Божественного Света. Потому что то, что они перенесли, невозможно без божественного утешения. Все жития святых написаны на основании протоколов, которые вели римские палачи: какие пытки применялись, что человек говорил, – потом на основании этих документов, названных историками «мученическими актами», были составлены вот эти жизнеописания святых угодников Божьих. Когда мы их читаем, мы видим, что и старые, и молодые, и мужчины, и женщины, и образованные, и простые переносили ужасающие страдания. Каким образом? А потому что приходил к ним Господь, осенял их Божественным Светом, – и у многих даже, и это мы читаем, раны заживали в течение дня. И они, памятуя об этом Свете, соглашались страдать ещё и ещё, лишь бы Господь опять пришёл. Можно перенести любые испытания, любые! Сколько святых угодников Божьих прошли через тюрьмы – сотни тысяч. Одно дело – сидеть в тюрьме, когда ты коня украл, а другое дело –когда ты ни в чём не виноват. Это гораздо тяжелее. Очень тяжело, потому что в нас заложен закон справедливости. Когда с нами поступают несправедливо, это даже маленькие дети очень остро всегда переживают, всякую несправедливость, и это их часто уродует в детстве, что потом отражается на всей жизни. И поэтому это очень трудно. Но угодники Божьи это проходили: и мучения, и страдания, и насильственную смерть – всё преодолевали. И Господь их утешал Своей благодатью, потому что Сам – первый страдалец. Первый страдалец на земле и первый христианин – это Сам Христос. Он никому из нас не обещал ни царских палат, ни много денег, ни власти – ничего этого не обещал. Наоборот, говорил: «В мире будете скорбны», в мире будете гонимы, мир вас не понимает, он не хочет вас принять. Само ваше присутствие в мире раздражает. Почему? Ну, потому, что каждый человек ищет компанию себе подобных. Артисты – с артистами, миллиардеры – с миллиардерами, воры – с ворами. У всех своя компания. А святые – со святыми, они с Церковью, они с благодатью Божьей, они со Христом.
Каждый человек, и сейчас модно так говорить, совершает в жизни свой выбор. Каждый из нас должен этот выбор сделать. Сначала большой – направление всей своей жизни. А потом этот выбор делает каждый день: отнять или дать, подарить, что получше, а себе оставить, что похуже, или наоборот, подарить, что «на тебе, Боже, что нам не гоже». Каждый день мы можем упражняться в заповедях Божьих. Для чего? Для того чтобы умягчать своё сердце, для того чтобы стало оно обителью Святаго Духа. Потому что в поганое сердце благодать Божья не сможет войти. Поэтому если кто из нас и не сподобится Царствия Небесного, то это не потому, что Бог там кого-то за что-то наказал, нет. Так объясняют маленьким детям: Бог накажет.
Всё, что в мире существует, даже небо – я вот 11 августа смотрел на небо и видел, как падают звёзды, кометный, метеоритный дождь – это тоже наказание Божье. Но просто мы привыкли, что наказание – это обязательно порка. А наказание – это есть просто в переводе на русский язык со славянского "урок", "наказ". Бог дает наказ: смотри, дурачок, ты маленький, тебя вот оттуда и не видать, а смотри, какую Я создал красоту. И всё, дурачок, тебе. Чтобы ты смотрел и радовался, чтобы твоя душа облагораживалась красотой. В этом есть наказ. Наказ – необязательно, чтобы холеру послать или татаро-монголов. Нет. Наказ – он во всём, он, как набат, звучит во всем, в каждом проявлении Божьем, в каждой встрече человека с другим человеком мы можем увидеть этот наказ Божий каждому из нас. И вот от того, что мы выбираем, что мы слышим, и зависит: мы ещё на чуть-чуть преобразимся или упустим этот момент. А в жизни этих моментов не так уж много. Так жизнь быстро проходит, мне так жалко, так хочется ещё пожить, а назад – нет, сколько ни лечись, всё равно помирать придётся, никуда от этого не денешься. И надо успеть приобрести самое главное, за что заплачено Божественной Кровью. Он ни к чему нас не принуждает, он нам показывает: «Вот смотрите, вот на горе Фавор сподобились трое из всего человечества видеть Божественный Свет, это всё для вас, Я сам хочу, чтобы вы все жили в этом Божественном Свете, это для вас. Люди, Я всех вас хочу взять к себе». Но людям важно на земле в течение 10-20-30 лет кем-то побыть: этот – народный, этот – генерал, у этого много денег, у этого «то-сё» есть, этому – дочку замуж выдать, этому – жениться. У каждого там что-то такое очень важное, своё. Ну, ты это всё сделаешь, а дальше что? Есть вещи поважнее. Всё в жизни важно. Даже в том, что ты съешь на завтрак, есть определенная важность. Но успеем ли мы преобразиться в нашей жизни – это, всё-таки, поважнее того, что мы съедим сегодня на завтрак.
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/