Найти в Дзене
Доктор Лесков

Как вылечить здравоохранение. Что делать с обучением в медицинских ВУЗах

Оглавление

Сколько можно нужно учиться на врача? Шесть лет в институте, потом год в интернатуре или два года в ординатуре (три года в аспирантуре тоже можно). Потом каждые пять лет обязательные 144 часа переподготовки, плюс бесконечные курсы, каждый из которых посвящен новым навыкам или какой-то определенной болезни. Плюс единичные лекции, плюс самоподготовка - если чего-то не понимаешь, добро пожаловать в онлайн- библиотеку. Все это называется "непрерывное медицинское образование," сокращенно НМО. Штука не очень приятная - не набрал достаточно баллов - добро пожаловать на переподготовку, а работать мы тебе не дадим, нельзя тебе живых пациентов доверять...

Очень похожий подход к образованию был и в советское время. Как вы думаете, врачи после этого лучше лечат? Говорят, что нет. Был даже выпуск киножурнала "Фитиль", где авторы посмеялись над неграмотностью тогда еще советских участковых врачей. Очень рекомендую посмотреть - дуэт Зиновия Гердта и Татьяны Догилевой того стоит. Почему тогда так получается?

Лекция в Томском Медицинском институте. Примерно 1980-е годы. Фото из открытых источников.
Лекция в Томском Медицинском институте. Примерно 1980-е годы. Фото из открытых источников.

Ответ простой. Учат у нас плохо. Отвратительно учат.

Потеря времени на изучение ненужных предметов

В советское время, чтобы получить диплом врача, после шести лет обучения нужно было сдать государственный экзамен, про который говорили "двадцать минут позора - и ты врач". А знаете, какие предметы врачи тогда сдавали? Терапию, хирургию и... НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ! Историю КПСС первокурсники изучали ШЕСТЬ ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ! А потом были экономическая теория, марксистско-ленинская философия, все тот же научный коммунизм (отдельным предметом). Сейчас будущие врачи изучают историю медицины, всеобщую историю и историю России. Причем на истории медицины студентам рассказывают, какой был великий русский хирург Пирогов и какой замечательный доктор был Матвей Яковлевич Мудров. Доктор он и правда был хороший, правда, после себя ничего не оставил - кроме разве что особняка в Москве (да и тот сгорел вместе с собранными Мудровым 40 000 историями болезни - Мудров первый догадался их вести). Зато врачи после истории медицины не знают, кто изобрел компьютерный томограф, ЭКГ и, например, цилиндрические линзы, сделавшие возможной современную эндоскопию. Ладно, черт с ними, с изобретателями - умели бы врачи делать эндоскопию и томограммы правильно читать - и то ладно...

Обучение устаревшим методам диагностики и лечения

Я помню, как нас учили в 90-е проводить анализ крови. Мы на семинарских занятиях тратили многие недели, чтобы научиться подсчитывать лимфоциты и эритроциты в камере Горяева (это такая стеклянная пластинка с нанесенной на нее сеткой). Подсчитал с тем же результатом, что и преподаватель - зачет. Результат отличается - незачет, начинай все с начала. Ровно в это же время я впервые увидел в Республиканской больнице бекмановский анализатор крови - это когда в машину вставляют пробирку с образцом крови, а через пят минут машина распечатывает тебе результат анализа. Часы, потраченные на пяление в микроскоп и подсчет клеток в камере, были потрачены впустую - машина все умела делать за пять минут. зато я не умел читать результаты, которые выдавала машина (и камера Горяева тоже). Не научили. Не успели за отведенное количество часов. Что означало повышение количества лимфоцитов - нам не объясняли! Зато преподавали политэкономию...

Каждый час обучения врача может спасти чью-то жизнь

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

На распознавание инфаркта миокарда было отведено то ли четыре, то ли шесть академических часов. И я, после этого занятия, поставил диагноз инфаркта задней стенки сердца гостю своих родителей. У него болел желудок, а альмагель, выписанный участковым терапевтом не помогал. Я порекомендовал вызвать скорую, кардиобригаду, и отвезти в больницу. Гостя через энное количество дней выписали - с подтвержденным моим диагнозом, но живого.

Четыре академических часа, потраченные на реальное изучение болезни, помогли спасти жизнь. Значит, каждый такой час - драгоценность. Часы, потраченные на "общественные дисциплины", жизни не спасают, зато отнимают время, которое можно было бы потратить на обучение "науке врачевания".

Врач должен уметь ставить диагноз и лечить. Остальное не важно

Я это к чему все рассказываю?

Каждый час обучения врача критически важен. Знания, полученные за это время, могут спасти чью-то жизнь. Знание истории жизни не спасает, и тратить на его получение часы в медицинском институте - просто преступление. Преступление тратить дефицитное время на общественные дисциплины и получение откровенно устаревших навыков в ущерб изучению того, что реально может пригодиться в практике врача.

А еще постоянно меняются медицинские знания, устаревают учебники, регулярно появляются новые методы диагностики и лечения. Успеть бы хотя бы познакомиться с ними, за шесть-то лет...

В конце концов, политические и философские взгляды врача нас с вами волновать не должны. И никого не должны. Врач должен уметь ставить диагноз и лечить. Остальное не важно.

У меня все.