Найти тему
Pop Heaven

Sigur Rós – Átta

Сегодня приглашаю к прослушиванию первого за десять лет альбома Sigur Rós. Перерыв может казаться не столь долгим, потому что после Kveikur группа не пропадала с радаров и продолжала выступать на фестивалях и выпускать музыку: были и EP с мешаниной прошлых звуков, была пара эмбиент проектов и лайв-альбом, но всё же впервые за долгое время релиз ощущается, как полноценный альбом. И, чтобы никто уж точно не ошибся, назвали его Átta – восьмой.

После прослушивания я подумал, что Átta может не особо понравиться любителям их главных работ. Этот альбом даже на половину не такой озорной и бесстрашный, какими были их пластинки в нулевых. Здесь нет ничего непредсказуемого или мистического. Во всяком случае, я подошёл к прослушиванию без особого трепета, и альбом в итоге нисколько меня не удивил. Но это не значит, что альбом скучный – он просто комфортный. И этот комфорт группы взялся как раз из ранних поисков мелодий и форм, и из недавних экспериментов с эмбиентом, – то есть отсутствием мелодий и форм.

В результате получилось что-то между двумя крайностями: грандиозными новую музыку не назовёшь (было у них и громче, и жизнерадостней), но и на меблировочную музыку не тянет. Átta – светлый альбом, который так важен была группе именно сейчас, когда в прессе они появляются лишь в контексте скандалов с налогами и насилием.

Первый же трек Glóð постепенно отрывает слушателя от земли. Прерывистые и будто глючные фоновые звуки (которые мне напомнили первый альбом Passion Pit) постепенно сливаются воедино с парящими синтами и напоминают шум турбин самолёта, только не столь давящий на голову, а наоборот – воодушевляющий.

Blóðberg намного больше напоминает песню со стандартной структурой. По крайней мере, вокал здесь не развёрнут, не нарезан и даже представляет понятную мелодию. Наверно, поэтому трек стал первым и единственным синглом: узнаваемый и неподвластный голос Йонси сразу же очаровывает, волны мягких падов одновременно успокаивают и снова тревожат слушателя. Эти перемены настроения едва заметны, но имеют большой эффект и позволяют треку быть интересным на протяжении всех семи минут. А нам словно советуют покориться судьбе и принимать любые её предложения – к счастью, завершается песня обнадёживающе.

Skel намного короче, но он вышел и более эмоциональный. Отсутствие перкуссии позволяет обратить всё внимание на каскады скрипок и пианино, над которыми проносится уже более громкий голос Йонси.

Klettur движется совсем в другую сторону. Гудящий барабан, напоминающий одновременно столь неестестественный индастриал и такую простую и понятную музыку первобытных племён, звучит агрессивно, а голос в некоторых моментах совсем теряется в массе звуков. Ощущение, что на нас надвигается буря, но в некоторые моменты она отступает, и нас возвращают на землю после трепета перед стихией – первоклассная работа London Contemporary Orchestra.

И так как альбом задумывался, как цельная работа, а не набор похожих по звучанию песен, плавные переходы не должны быть сюрпризом. Иногда я даже терялся в треках и во времени – короткие треки раскрывались очень долго и казались насыщенными, а длинные композиции пролетали незаметно. Поэтому, наверно, не имеет смысла разбирать все дальнейшие треки по кусочкам. Mór более кинематографичная, Andrá готовит нас к вдохновляющему триумфу и на первой половине даже звучит, как взрослая версия Hoppípola. Gold ещё один трек, похожий на песню в общепринятом смысле, и цепляет душевной мелодией. Но все эти песни звучат намного лучше друг за другом, чем по отдельности.

Слушать альбом целиком на ютубе | на споти

Átta в разные моменты напоминает разные работы группы или другие проекты Йонси, но никогда не кажется лишь повтором знакомых приёмов. Альбом неожиданно демонстрирует глубину, которой, как я теперь понимаю, не хватало на многих их прошлых пластинках, и вместо формы и атмосферы покоряет динамикой. Ставлю 5/5.

-2

______________________

Читайте также на моём канале:

______________________

Ещё больше статей о музыке и не только на моём персональном сайте или телеграм-канале. Поддержите меня напрямую!