Стремясь создать массовый, легкий и дешевый истребитель танков, немецкое командование в 1943 году решило использовать для этой цели базу устаревшего танка 38(t). Производство новой самоходки, названной «Хетцер» («Охотник»; боевая масса — 16 т, длина — 4,87 м, экипаж — 4 человека, вооружение — 75-мм пушка и пулемет, толщина брони: лоб корпуса — 60 мм, борт — 20 мм, двигатель — «Прага» АС / 2800, 160 л. с., максимальная скорость — 42 км / ч, запас хода по шоссе — 260 км), началось в апреле 1944 года и продолжалось до конца Второй мировой войны. Меньше чем за год было выпущено 1588 машин, а в 1945 году — 1261, что говорит, в первую очередь, о ее высокой технологичности, подстать которой были и боевые характеристики. При небольшом весе она имела лобовую броню толщиной 60 мм, а ее 75-мм снаряд на дальности 100 м пробивал 106-мм броню. Таким образом, эта небольшая машина являлась весьма серьезным противником для всех танков антигитлеровской коалиции, кроме советского ИС-2. САУ «Хетцер» имела низкий корпус с большими углами наклона лобовых, бортовых и кормовых броневых листов. В лобовом листе была установлена 75-мм пушка, на крыше — 7,62-мм пулемет с дистанционным управлением. Мощность мотора была повышена, и по сравнению с базовой машиной усилена ходовая часть. Благодаря удачным конструктивным решениям, заложенным чешскими инженерами в танк 38(t), САУ сохранила неплохую подвижность, хотя и получилась более тяжелой. В целом германским конструкторам удалось создать машину, в которой удачно сочетались небольшой вес, сильное бронирование и эффективное вооружение. По единодушному мнению экспертов, это лучшая легкая противотанковая самоходка периода Второй мировой войны. Недаром «Хетцер» состояла на вооружении чехословацкой армии до конца 1950-х годов, а швейцарской — до начала 1970-х. САУ на базе танка Рz-IV создавали с начала 1943 года как штурмовое орудие нового типа, однако сразу же стали применять как истребитель танков, поэтому она получила название «Ягдпанцер-IV» (боевая масса — 24 т, длина — 6,8 м, экипаж — 4 человека, вооружение — 75-мм пушка и 2 пулемета, толщина брони: лоб корпуса — 60 мм, борт — 30 мм, максимальная скорость — 40 км / ч, запас хода — 190 км).
В 1944 году фирма Vomag выпустила 769 таких машин. Шасси базового танка практически не претерпело изменений. В лобовом листе низкопрофильной полностью бронированной рубки в литой маске была установлена 75-мм противотанковая пушка Раk39 с ограниченным углом горизонтального наведения. Производство этой первоначальной модели продолжалось почти весь 1944 год. Она представляла собой достаточно грозную боевую машину. Устанавливавшуюся на первых моделях Раk 39 с длиной ствола 48 калибров пришлось заменить на более мощную 75-мм пушку L / 70, такую же, как у танка «Пантера». Увеличившаяся масса орудийной установки утяжелила носовую часть машины, из-за чего стали выходить из строя резиновые бандажи передних опорных катков. Эту проблему решили, заменив катки на цельнометаллические. Эта машина получила официальное на звание «танк» и известна под обозначением Panzer-L / 70 (V), или просто Pz-L / 70 (V) (боевая масса — 25,8 т, длина — 8,5 м, экипаж — 4 человека, вооружение — 75-мм пушка и пулемет, толщина брони: лоб корпуса — 80 мм, борт — 40 мм, максимальная скорость — 35 км / ч, запас хода — 210 км).
Еще одна модель истребителя танков появилась, когда на производственных линиях стали устанавливать рубки и вооружение Pz-L / 70 непосредственно на шасси старого танка РzKpfw-IV при его переделке. Эти машины отличались большей высотой и известны как Рz-L / 70 (А). Такая модификация вместе с Рz-L / 70 (V) выпускалась до последних месяцев войны, всего построили более 1270 машин обоих вариантов. Сильное вооружение сделало их довольно популярными в противотанковых частях вермахта, и они активно использовались в боях на завершающем этапе войны. Все три основные модификации кроме противотанковых дивизионов поставлялись и в танковые части вместо обычных танков. Рz-L / 70 был менее требователен к качеству заводского производства и строился быстрее, чем башенный танк. Однако в маневренном бою высокая огневая мощь его пушки снижалась из-за ограниченности угла обстрела. Впрочем, наиболее удачный германский истребитель танков был сделан на базе «Пантеры» и назывался «Ягд-пантера» (боевая масса — 45,5 т, длина — 9,8 м, экипаж — 5 человек, вооружение — 88-мм пушка и пулемет, максимальная скорость — 46 км / ч, толщина брони: лоб корпуса — 80 мм, борт — 50 мм, запас хода — 160 км). И если сама «Пантера» была грозным противником для танков, то «Ягд-пантера» была таковым еще в большей степени.
Быстроходная, прекрасно бронированная, с высокой проходимостью, она представляла собой установленную на шасси танка «Пантера» закрытую рубку с рациональным наклоном броне- листов. В сильно скошенном лобовом листе монтировалась 88-мм противотанковая пушка Рак 43. При стрельбе бронебойными снарядами она могла поразить любой танк на расстоянии более 1000 м. Просторное боевое отделение, отличные приборы наблюдения и связи облегчали работу экипажа. Это была лучшая самоходка в немецкой армии и одна из сильнейших в период Второй мировой войны. Первые машины были готовы в июне 1944 года, чтобы встретить союзников, высадившихся в Нормандии. Однако до конца войны успели собрать только 392 установки. Запланированных объемов производства — 150 штук в месяц — так и не достигли. Многие «ягд-пантеры» поставлялись в танковые части вместо танков. Например, они использовались как средство прорыва на начальной стадии наступления в Арденнах в конце 1944 года. Но их применение в качестве замены танков было ошибкой. В условиях динамичного боя крайне ограниченный угол наведения основного вооружения становился серьезным недостатком.
Готовясь к летнему наступлению 1943 года, гитлеровское командование делало ставку на новые тяжелые танки и самоходные установки. К последним относился и истребитель танков «Элефант» («Слон»), известный также под названием «Фердинанд» (боевая масса — 68 т, экипаж — 6 человек, вооружение — одна 88-мм пушка, толщина брони: лоб корпуса и рубки — 200 мм, борт — 80 мм, максимальная скорость — 20 км/ч, запас хода по шоссе — 180 км).
Эта машина создавалась на базе не принятого на вооружение германской армии опытного тяжелого танка конструкции Ф. Порше. Дело в том, что, не ожидая результатов испытаний новых тяжелых машин, фирма «Нибелунген» изготовила 90 шасси танка Порше. После того как военное ведомство отвергло этот проект, решено было использовать имевшиеся шасси для создания истребителя танков. Для этого в передней части бывшего танка, ставшей теперь кормовой, соорудили полностью забронированную рубку, где установили новую 88-мм пушку длиной 71 калибр. Ее подкалиберный снаряд (начальная скорость — 1100 м/с) пробивал с 1000 м под прямым углом броню толщиной около 200 мм. Четыре члена экипажа обслуживали орудие. Водитель и радист размещались в передней части машины.
«Элефанты» в составе двух батальонов истребителей танков бросили в бой на северном фасе Курской дуги (июль 1943 г.). Они были весьма опасными противниками танков в сражениях с дальних расстояний, но оказались крайне уязвимыми в ближнем бою. Эти малоподвижные машины не имели даже пулемета: лишь в конце 1943 года его установили на оставшихся машинах в лобовой части их корпуса. Однако «Элефант» не стал самой мощной и тяжелой боевой машиной вермахта. Первенство принадлежит САУ «Ягд-тигр», созданной фирмой «Нибелунген» в 1944 году.
В качестве базы было использовано шасси тяжелого танка «Королевский тигр». В средней части корпуса вместо вращающейся башни расположили просторную прямоугольную броневую рубку. В ее лобовом листе установили 128-мм пушку с длиной ствола в 6 м (они же предназначались и для вооружения сверхтяжелых танков «Маус»). Пушка прикрывалась литой броневой маской. Обслуживал самоходку экипаж из 6 человек. Боевая масса машины — 75,2 т; длина — 10,6 м; высота — 2,9 м. Бронирование: лоб корпуса — 150 мм; лоб рубки — 200 мм; борт и корма — 80 мм; днище и крыша — 40 мм. Всего до конца войны выпущено 79 экземпляров.
Первый дивизион «ягд-тигров», носивший номер 512, был сформирован летом 1944 года. Свое боевое крещение он получил в марте 1945 года под Рейном, основательно потрепав части американской танковой дивизии. Бронебойный снаряд пушки «Ягд-тигра» весом 28 кг с расстояния 1000 м пробивал броню толщиной до 190 мм, а американские «Шерманы» поражал с дистанции, превышавшей 2500 м. Союзники, по признанию английского историка, могли противопоставить этим махинам только авиацию. В апреле 1945 года в боевых частях на Западном фронте сохранилось еще 24 «ягд-тигра». Если не принимать во внимание высокую стоимость машины, то ее главным недостатком был чрезмерный вес. Двигатель работал на пределе своих возможностей, а проезд через мосты был настоящим кошмаром для экипажа.
Надо все-таки отдать должное немецким инженерам — промышленность фашистской Германии смогла оснастить вермахт первоклассной для своего времени бронетехникой, которая, по мысли конструкторов, должна была обеспечить подавляющее превосходство над союзниками. Однако надежда, что новые машины будут поражать все виды танков на любых дистанциях прямого выстрела, оставаясь неуязвимыми для их снарядов, сразу скажем, полностью провалилась. У Красной армии было немало средств для укрощения «ягд-тигров» и другого бронированного «зверья».
Ответом советских инженеров стала СУ-85, сконструированная под руководством Л. И. Горлицкого на базе среднего танка Т-34. Она поступила на вооружение в августе 1943 года. Вместо башни кругового вращения на шасси «тридцатьчетверки» монтировалась рубка, а в сильно наклоненном лобовом листе устанавливалась мощная 85-мм пушка, по баллистическим характеристикам не отличавшаяся от той, что несколько позже использовалась на Т-34/85.
Полностью бронированная машина, сохранившая ходовые и маневренные характеристики Т-34, стала важным средством борьбы с танками врага и непосредственной поддержки своих танков и пехоты. Боевая масса — 29,6 т. Экипаж — 4 человека. Вооружение — одна 85-мм пушка. Толщина брони: лоб и борт корпуса — 45 мм. Двигатель — В-2-34, 500 л. с. Максимальная скорость — 55 км/ч, запас хода по шоссе — 300 км. Всего построено более 750 СУ-85, которые широко применялись в боях второй половины 1943 года при форсировании Днепра и освобождении Украины.
Когда танк Т-34 получил 85-мм пушку, стала очевидной необходимость усилить огневую мощь самоходной установки, созданной на его базе. Поэтому СУ-85 сменила СУ-100, отличавшаяся от предыдущей более мощной 100-мм пушкой Д-1 ОС (ее бронебойный снаряд с 1000 м пробивал 160-мм броню) и командирской башенкой. Производство новой модели началось в сентябре 1944 года, а к концу войны общее количество построенных самоходок достигло 1800 единиц. СУ-100 оказалась чрезвычайно эффективной в борьбе с тяжелыми танками противника.
Она сыграла очень важную роль на последних этапах войны и состояла на вооружении Советской армии до 1957 года. Боевая масса — 31,5 т. Экипаж — 4 человека. Вооружение — 100-мм пушка. Толщина брони: лоб — 75 мм, борт — 45 мм. Двигатель — В-2-34В, 520 л. с. Максимальная скорость — 50 км/ч, запас хода — 400 км.
Осенью 1942 года на Челябинском заводе конструкторы во главе с Л. С. Трояновым создали на базе тяжелого танка КВ-1 С самоходную установку СУ-152 (КВ-14), предназначенную для ведения огня по скоплениям войск, долговременным опорным пунктам и бронеобъектам.
В полностью бронированной рубке они разместили на станке гаубицу-пушку МЛ-20 со стволом длиной 26,8 калибра и поршневым затвором. Орудие имело горизонтальные углы наведения по 12° вправо и влево, угол снижения -5° и угол возвышения +18°. В боекомплекте, состоявшем из выстрелов раздельного заряжания, имелись 48,8-килограммовые бронебойные и 43,5-килограммовые осколочно-фугасные снаряды. Их начальные скорости были равны соответственно 600 и 655 м/с, а скорострельность достигала 2,4 выстрела в минуту. В феврале 1943 года СУ-152 поступили в производство, а боевое крещение получили на Курской дуге. Их появление на поле боя было для немецких танкистов полной неожиданностью. Эти самоходные установки прекрасно проявили себя в единоборстве с немецкими «Тиграми» и «Пантерами». Их мощные снаряды пробивали броню вражеских машин, срывали с них башни. За это фронтовики с любовью называли тяжелые самоходки «зверобоями». Боевая масса — 45,5 т. Длина — 8,9 м. Экипаж — 5 человек. Вооружение — 152-мм гаубица-пушка МЛ- 20. Толщина брони: лоб — 75 мм, борт — 60 мм. Максимальная скорость — 43 км/ч, запас хода — 165 км. Всего выпущено 620 СУ-152.
После снятия в 1944 году КВ-1 С с производства военные захотели иметь аналогичную самоходку на базе нового тяжелого танка ИС-2. Компоновка самоходной артиллерийской установки ИС-152 (позже названной ИСУ-152) принципиальными новшествами не отличалась. Броневая рубка, изготовленная из листов катаной стали, устанавливалась в передней части корпуса, толщина ее лобовой брони была больше, чем у СУ-152:60-90 мм против 60-75. Гаубица-пушка MJ1-20C калибра 152 мм монтировалась в литой раме, которая играла роль верхнего станка орудия, и защищалась литой броневой маской, заимствованной у СУ-152. Боевая масса — 47 т. Длина — 9,05 м. Экипаж — 5 человек. Вооружение — 152-мм гаубица-пушка MJ1-20C. Толщина брони: лоб — 90 мм, борт — 60 мм. Максимальная скорость — 37 км/ч, запас хода — 220 км. Уже в начале 1944 года выпуск самоходок ИСУ-152 стал сдерживаться нехваткой орудий MJ1-20C. Чтобы выйти из положения, на артиллерийском заводе в Свердловске наложили ствол 122-мм корпусной пушки А-19 на люльку орудия MЛ-20C и в результате получили тяжелую самоходку ИСУ-122, которая за счет большей начальной скорости бронебойного снаряда представляла собой даже более эффективное противотанковое средство, чем ИСУ-152. При этом боекомплект возрос до 30 выстрелов. Боевая масса — 46 т. Длина — 9,85 м. Экипаж — 5 человек. Вооружение — 122-мм пушка А-19.