Найти тему

Истребители танков

Картинка из свободных источников. Германский истребитель танков «Хетцер» (1944 г.).
Картинка из свободных источников. Германский истребитель танков «Хетцер» (1944 г.).

Стремясь создать массовый, легкий и дешевый истребитель танков, немецкое командование в 1943 году решило использовать для этой цели базу устаревшего танка 38(t). Производство новой самоходки, названной «Хетцер» («Охотник»; боевая масса — 16 т, длина — 4,87 м, экипаж — 4 человека, вооружение — 75-мм пушка и пулемет, толщина брони: лоб корпуса — 60 мм, борт — 20 мм, двигатель — «Прага» АС / 2800, 160 л. с., максимальная скорость — 42 км / ч, запас хода по шоссе — 260 км), началось в апреле 1944 года и продолжалось до конца Второй мировой войны. Меньше чем за год было выпущено 1588 машин, а в 1945 году — 1261, что говорит, в первую очередь, о ее высокой технологичности, подстать которой были и боевые характеристики. При небольшом весе она имела лобовую броню толщиной 60 мм, а ее 75-мм снаряд на дальности 100 м пробивал 106-мм броню. Таким образом, эта небольшая машина являлась весьма серьезным противником для всех танков антигитлеровской коалиции, кроме советского ИС-2. САУ «Хетцер» имела низкий корпус с большими углами наклона лобовых, бортовых и кормовых броневых листов. В лобовом листе была установлена 75-мм пушка, на крыше — 7,62-мм пулемет с дистанционным управлением. Мощность мотора была повышена, и по сравнению с базовой машиной усилена ходовая часть. Благодаря удачным конструктивным решениям, заложенным чешскими инженерами в танк 38(t), САУ сохранила неплохую подвижность, хотя и получилась более тяжелой. В целом германским конструкторам удалось создать машину, в которой удачно сочетались небольшой вес, сильное бронирование и эффективное вооружение. По единодушному мнению экспертов, это лучшая легкая противотанковая самоходка периода Второй мировой войны. Недаром «Хетцер» состояла на вооружении чехословацкой армии до конца 1950-х годов, а швейцарской — до начала 1970-х. САУ на базе танка Рz-IV создавали с начала 1943 года как штурмовое орудие нового типа, однако сразу же стали применять как истребитель танков, поэтому она получила название «Ягдпанцер-IV» (боевая масса — 24 т, длина — 6,8 м, экипаж — 4 человека, вооружение — 75-мм пушка и 2 пулемета, толщина брони: лоб корпуса — 60 мм, борт — 30 мм, максимальная скорость — 40 км / ч, запас хода — 190 км).

Картинка из свободных источников. Германский истребитель танков «Ягдпанцер-IV» (1944 г.)
Картинка из свободных источников. Германский истребитель танков «Ягдпанцер-IV» (1944 г.)

В 1944 году фирма Vomag выпустила 769 таких машин. Шасси базового танка практически не претерпело изменений. В лобовом листе низкопрофильной полностью бронированной рубки в литой маске была установлена 75-мм противотанковая пушка Раk39 с ограниченным углом горизонтального наведения. Производство этой первоначальной модели продолжалось почти весь 1944 год. Она представляла собой достаточно грозную боевую машину. Устанавливавшуюся на первых моделях Раk 39 с длиной ствола 48 калибров пришлось заменить на более мощную 75-мм пушку L / 70, такую же, как у танка «Пантера». Увеличившаяся масса орудийной установки утяжелила носовую часть машины, из-за чего стали выходить из строя резиновые бандажи передних опорных катков. Эту проблему решили, заменив катки на цельнометаллические. Эта машина получила официальное на звание «танк» и известна под обозначением Panzer-L / 70 (V), или просто Pz-L / 70 (V) (боевая масса — 25,8 т, длина — 8,5 м, экипаж — 4 человека, вооружение — 75-мм пушка и пулемет, толщина брони: лоб корпуса — 80 мм, борт — 40 мм, максимальная скорость — 35 км / ч, запас хода — 210 км).

Картинка из свободных источников. Германский истребитель танков Pz-L/70(А) (1945 г.)
Картинка из свободных источников. Германский истребитель танков Pz-L/70(А) (1945 г.)

Еще одна модель истребителя танков появилась, когда на производственных линиях стали устанавливать рубки и вооружение Pz-L / 70 непосредственно на шасси старого танка РzKpfw-IV при его переделке. Эти машины отличались большей высотой и известны как Рz-L / 70 (А). Такая модификация вместе с Рz-L / 70 (V) выпускалась до последних месяцев войны, всего построили более 1270 машин обоих вариантов. Сильное вооружение сделало их довольно популярными в противотанковых частях вермахта, и они активно использовались в боях на завершающем этапе войны. Все три основные модификации кроме противотанковых дивизионов поставлялись и в танковые части вместо обычных танков. Рz-L / 70 был менее требователен к качеству заводского производства и строился быстрее, чем башенный танк. Однако в маневренном бою высокая огневая мощь его пушки снижалась из-за ограниченности угла обстрела. Впрочем, наиболее удачный германский истребитель танков был сделан на базе «Пантеры» и назывался «Ягд-пантера» (боевая масса — 45,5 т, длина — 9,8 м, экипаж — 5 человек, вооружение — 88-мм пушка и пулемет, максимальная скорость — 46 км / ч, толщина брони: лоб корпуса — 80 мм, борт — 50 мм, запас хода — 160 км). И если сама «Пантера» была грозным противником для танков, то «Ягд-пантера» была таковым еще в большей степени.

Картинка из свободных источников. Германский истребитель танков «Ягд-пантера» (1943 г.)
Картинка из свободных источников. Германский истребитель танков «Ягд-пантера» (1943 г.)

Быстроходная, прекрасно бронированная, с высокой проходимостью, она представляла собой установ­ленную на шасси танка «Пантера» закрытую рубку с рациональным наклоном броне- листов. В сильно скошенном лобовом лис­те монтировалась 88-мм противотанковая пушка Рак 43. При стрельбе бронебойными снарядами она могла поразить любой танк на расстоянии более 1000 м. Просторное боевое отделение, отличные приборы на­блюдения и связи облегчали работу экипа­жа. Это была лучшая самоходка в немецкой армии и одна из сильнейших в период Вто­рой мировой войны. Первые машины были готовы в июне 1944 года, чтобы встретить союзников, вы­садившихся в Нормандии. Однако до конца войны успели собрать только 392 установ­ки. Запланированных объемов производст­ва — 150 штук в месяц — так и не достиг­ли. Многие «ягд-пантеры» поставлялись в танковые части вместо танков. Например, они использовались как средство прорыва на начальной стадии наступления в Арден­нах в конце 1944 года. Но их применение в качестве замены танков было ошибкой. В условиях динамичного боя крайне огра­ниченный угол наведения основного воору­жения становился серьезным недостатком.

Готовясь к летнему наступлению 1943 года, гитлеровское командование де­лало ставку на новые тяжелые танки и само­ходные установки. К последним относился и истребитель танков «Элефант» («Слон»), из­вестный также под названием «Фердинанд» (боевая масса — 68 т, экипаж — 6 человек, вооружение — одна 88-мм пушка, толщи­на брони: лоб корпуса и рубки — 200 мм, борт — 80 мм, максимальная скорость — 20 км/ч, запас хода по шоссе — 180 км).

Картинка из свободных источников. Германский истребитель танков «Элефант» (1943 г.).
Картинка из свободных источников. Германский истребитель танков «Элефант» (1943 г.).

Эта машина создавалась на базе не принятого на вооружение германской армии опытного тяжелого танка конструкции Ф. Порше. Дело в том, что, не ожидая результатов испыта­ний новых тяжелых машин, фирма «Нибелунген» изготовила 90 шасси танка Порше. После того как военное ведомство отверг­ло этот проект, решено было использовать имевшиеся шасси для создания истребите­ля танков. Для этого в передней части быв­шего танка, ставшей теперь кормовой, соо­рудили полностью забронированную рубку, где установили новую 88-мм пушку длиной 71 калибр. Ее подкалиберный снаряд (на­чальная скорость — 1100 м/с) пробивал с 1000 м под прямым углом броню толщи­ной около 200 мм. Четыре члена экипажа обслуживали орудие. Водитель и радист размещались в передней части машины.

«Элефанты» в составе двух батальонов истребителей танков бросили в бой на се­верном фасе Курской дуги (июль 1943 г.). Они были весьма опасными противниками тан­ков в сражениях с дальних расстояний, но оказались крайне уязвимыми в ближнем бою. Эти малоподвижные машины не имели даже пулемета: лишь в конце 1943 года его установили на оставшихся машинах в лобо­вой части их корпуса. Однако «Элефант» не стал самой мощ­ной и тяжелой боевой машиной вермах­та. Первенство принадлежит САУ «Ягд-тигр», созданной фирмой «Нибелунген» в 1944 году.

Картинка из свободных источников. Германский истребитель танков «Ягд-тигр» (1943 г.).
Картинка из свободных источников. Германский истребитель танков «Ягд-тигр» (1943 г.).

В качестве базы было исполь­зовано шасси тяжелого танка «Королевский тигр». В средней части корпуса вместо вра­щающейся башни расположили простор­ную прямоугольную броневую рубку. В ее лобовом листе установили 128-мм пушку с длиной ствола в 6 м (они же предназна­чались и для вооружения сверхтяжелых танков «Маус»). Пушка прикрывалась литой броневой маской. Обслуживал самоход­ку экипаж из 6 человек. Боевая масса ма­шины — 75,2 т; длина — 10,6 м; высота — 2,9 м. Бронирование: лоб корпуса — 150 мм; лоб рубки — 200 мм; борт и корма — 80 мм; днище и крыша — 40 мм. Всего до конца во­йны выпущено 79 экземпляров.

Первый дивизион «ягд-тигров», носив­ший номер 512, был сформирован летом 1944 года. Свое боевое крещение он полу­чил в марте 1945 года под Рейном, основа­тельно потрепав части американской тан­ковой дивизии. Бронебойный снаряд пушки «Ягд-тигра» весом 28 кг с расстояния 1000 м пробивал броню толщиной до 190 мм, а аме­риканские «Шерманы» поражал с дистан­ции, превышавшей 2500 м. Союзники, по признанию английского историка, могли противопоставить этим махинам только авиацию. В апреле 1945 года в боевых час­тях на Западном фронте сохранилось еще 24 «ягд-тигра». Если не принимать во вни­мание высокую стоимость машины, то ее главным недостатком был чрезмерный вес. Двигатель работал на пределе своих воз­можностей, а проезд через мосты был на­стоящим кошмаром для экипажа.

Надо все-таки отдать должное немецким инженерам — промышленность фашист­ской Германии смогла оснастить вермахт первоклассной для своего времени броне­техникой, которая, по мысли конструкто­ров, должна была обеспечить подавляющее превосходство над союзниками. Однако надежда, что новые машины будут пора­жать все виды танков на любых дистанциях прямого выстрела, оставаясь неуязвимыми для их снарядов, сразу скажем, полностью провалилась. У Красной армии было немало средств для укрощения «ягд-тигров» и дру­гого бронированного «зверья».

Ответом советских инженеров стала СУ-85, сконструированная под руковод­ством Л. И. Горлицкого на базе среднего танка Т-34. Она поступила на вооружение в августе 1943 года. Вместо башни круго­вого вращения на шасси «тридцатьчет­верки» монтировалась рубка, а в сильно наклоненном лобовом листе устанавлива­лась мощная 85-мм пушка, по баллистиче­ским характеристикам не отличавшаяся от той, что несколько позже использовалась на Т-34/85.

Картинка из свободных источников. Истребитель танков СУ-85
Картинка из свободных источников. Истребитель танков СУ-85

Полностью бронированная ма­шина, сохранившая ходовые и маневрен­ные характеристики Т-34, стала важным средством борьбы с танками врага и не­посредственной поддержки своих танков и пехоты. Боевая масса — 29,6 т. Экипаж — 4 человека. Вооружение — одна 85-мм пушка. Толщина брони: лоб и борт корпуса — 45 мм. Двигатель — В-2-34, 500 л. с. Максимальная скорость — 55 км/ч, запас хода по шоссе — 300 км. Всего построено более 750 СУ-85, которые широко применялись в боях вто­рой половины 1943 года при форсировании Днепра и освобождении Украины.

Когда танк Т-34 получил 85-мм пушку, стала очевидной необходимость усилить огневую мощь самоходной установки, соз­данной на его базе. Поэтому СУ-85 сменила СУ-100, отличавшаяся от предыдущей более мощной 100-мм пушкой Д-1 ОС (ее броне­бойный снаряд с 1000 м пробивал 160-мм броню) и командирской башенкой. Произ­водство новой модели началось в сентяб­ре 1944 года, а к концу войны общее коли­чество построенных самоходок достигло 1800 единиц. СУ-100 оказалась чрезвычай­но эффективной в борьбе с тяжелыми танка­ми противника.

Картинка из свободных источников. Советский истребитель танков СУ-100 (1943 г.).
Картинка из свободных источников. Советский истребитель танков СУ-100 (1943 г.).

Она сыграла очень важную роль на последних этапах войны и состоя­ла на вооружении Советской армии до 1957 года. Боевая масса — 31,5 т. Экипаж — 4 человека. Вооружение — 100-мм пушка. Толщина брони: лоб — 75 мм, борт — 45 мм. Двигатель — В-2-34В, 520 л. с. Максимальная скорость — 50 км/ч, запас хода — 400 км.

Осенью 1942 года на Челябинском заво­де конструкторы во главе с Л. С. Трояновым создали на базе тяжелого танка КВ-1 С само­ходную установку СУ-152 (КВ-14), предна­значенную для ведения огня по скоплениям войск, долговременным опорным пунктам и бронеобъектам.

Картинка из свободных источников. Советская тяжелая самоходка СУ-152 (1943 г.)
Картинка из свободных источников. Советская тяжелая самоходка СУ-152 (1943 г.)

В полностью брониро­ванной рубке они разместили на станке гаубицу-пушку МЛ-20 со стволом длиной 26,8 калибра и поршневым затвором. Орудие имело горизонтальные углы наведения по 12° вправо и влево, угол снижения -5° и угол возвышения +18°. В боекомплекте, состояв­шем из выстрелов раздельного заряжания, имелись 48,8-килограммовые бронебойные и 43,5-килограммовые осколочно-фугас­ные снаряды. Их начальные скорости были равны соответственно 600 и 655 м/с, а ско­рострельность достигала 2,4 выстрела в ми­нуту. В феврале 1943 года СУ-152 поступили в производство, а боевое крещение получи­ли на Курской дуге. Их появление на поле боя было для немецких танкистов полной неожиданностью. Эти самоходные установ­ки прекрасно проявили себя в единобор­стве с немецкими «Тиграми» и «Пантерами». Их мощные снаряды пробивали броню вра­жеских машин, срывали с них башни. За это фронтовики с любовью называли тяжелые самоходки «зверобоями». Боевая масса — 45,5 т. Длина — 8,9 м. Экипаж — 5 человек. Вооружение — 152-мм гаубица-пушка МЛ- 20. Толщина брони: лоб — 75 мм, борт — 60 мм. Максимальная скорость — 43 км/ч, запас хода — 165 км. Всего выпущено 620 СУ-152.

После снятия в 1944 году КВ-1 С с про­изводства военные захотели иметь аналогичную самоходку на базе нового тяже­лого танка ИС-2. Компоновка самоходной артиллерийской установки ИС-152 (позже названной ИСУ-152) принципиальными новшествами не отличалась. Броневая руб­ка, изготовленная из листов катаной стали, устанавливалась в передней части корпуса, толщина ее лобовой брони была больше, чем у СУ-152:60-90 мм против 60-75. Гаубица-пушка MJ1-20C калибра 152 мм монтиро­валась в литой раме, которая играла роль верхнего станка орудия, и защищалась литой броневой маской, заимствованной у СУ-152. Боевая масса — 47 т. Длина — 9,05 м. Эки­паж — 5 человек. Вооружение — 152-мм гаубица-пушка MJ1-20C. Толщина брони: лоб — 90 мм, борт — 60 мм. Максимальная скорость — 37 км/ч, запас хода — 220 км. Уже в начале 1944 года выпуск самохо­док ИСУ-152 стал сдерживаться нехваткой орудий MJ1-20C. Чтобы выйти из положения, на артиллерийском заводе в Свердловске наложили ствол 122-мм корпусной пушки А-19 на люльку орудия MЛ-20C и в результа­те получили тяжелую самоходку ИСУ-122, ко­торая за счет большей начальной скорости бронебойного снаряда представляла собой даже более эффективное противотанковое средство, чем ИСУ-152. При этом боеком­плект возрос до 30 выстрелов. Боевая мас­са — 46 т. Длина — 9,85 м. Экипаж — 5 че­ловек. Вооружение — 122-мм пушка А-19.

Продолжение следует…