Крымский историк архитектуры Виктория Струнина презентовала свою книгу «Адам Людвигович Генрих: взгляд на Евпаторию». Презентация прошла в городе с 25-вековой историей, на который автор и предлагает посмотреть взглядом одного из его творцов. Издание выпущено Медиацентром имени Исмаила Гаспринского.
ИЗ ЗАБВЕНИЯ
Богато иллюстрированный фолиант вместе с повествованием о жизни и деятельности зодчего содержит обширные документальные материалы, в том числе ранее не публиковавшиеся, из российских и зарубежных архивов, библиотек, музеев, частных коллекций.
Как правило, здания переживают не только своих творцов, но и их славу и забвение. И в этом плане случай Адама Генриха не исключение. С 1894 по 1919 год яркий и талантливый зодчий фактически строил новую для своего времени Евпаторию. За ту четверть века, которую он занимал должность городского архитектора Евпатории (первого и последнего в истории), Генрих создал генеральный план развития города, который определил расцвет курорта в XX веке. Как подчёркивает Виктория Струнина, по новому плану, составленному Генрихом, Евпатория развивалась «почти весь ХХ век».
Можно сказать, в своём нынешнем курортном великолепии она, подобно ветхозаветной Еве, появилась из архитектурного ребра Генриха. Ребра Адама. Человека, чьё имя после установления на полуострове в 1920 году власти большевиков было предано забвению. И неоправданно мягко назвать это забвение «незаслуженным». Новому миру, в котором «кто был никем – тот станет всем», требовались свои, новые герои.
Ни в культуре, ни в истории не находилось места строителям старого мира, который зодчие социализма, следуя заветам своих земных богов, со всей пролетарской ненавистью норовили разрушить до основанья. Но, слава Богу, недоработали. Это доказывает случай с Генрихом, одним из первых архитекторов русского модерна, выпускником Института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге (ныне Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет), чья биография до недавнего времени была малоизвестна, а после его отъезда в Польшу в 1919 году и вовсе оставалась терра инкогнито.
АРХИТЕКТОР ВСЕЯ ЕВПАТОРИИ
– А ведь в Евпатории Генрих был членом городских комиссий: строительной, курортной, автомобильной и плановой, присутствия по квартирному налогу, входил в состав попечительского совета женской гимназии, являлся членом правления существовавшего в Евпатории филиала благотворительного Императорского человеколюбивого общества, – рассказывает Виктория Струнина. – Можно без преувеличения сказать, что современная Евпатория, особенно в исторической её части, ныне немыслима без принятых тогда Генрихом градостроительных решений, рассчитанных на долгую перспективу. Он застроил типичными для конца ХIХ – начала ХХ века зданиями почти всю улицу Дувановскую, часть улиц Караева и Революции (тогда Морской и Лазаревской соответственно. – Ред.). По проектам Генриха были возведены гостиницы, банки, гимназии, синематографы, элегантные дачи, доходные дома, административные и культовые здания, большинство которых в настоящее время являются объектами культурного наследия. Под его наблюдением приобретали новые черты городские набережные и возводился Дачный район, где участки для разведения садов распределялись ещё в период с 1890 по 1894 год.
Помимо как минимум двух десятков зданий в Евпатории, в том числе и городского театра, который Генрих проектировал вместе с архитектором Павлом Сеферовым (1873-1914) и который признан объектом культурного наследия федерального значения, зодчий спроектировал несколько храмов. В частности, Свято-Ильинский храм (известный также как греческая церковь), гимназическую церковь, костёл, две синагоги и три мечети.
МИССИОНЕР МОДЕРНА
По словам Виктории Струниной, в Евпатории архитектурный стиль модерн, приверженцем которого был Генрих, отличает роскошная эклектичная смесь самых разнообразных комбинаций.
– Тут можно встретить здания с псевдорусскими мотивами, антикизированный модерн и даже постройки с элементами синтезированной мавританской экзотики, – поясняет специалист. – Плодом же истинного вдохновения архитектора явился его собственный дом (улица Кирова, 9), построенный в 1908-1910 годах. Называемый в народе «египетским», он демонстрирует в своём великолепии гармоничность единого архитектурного и художественного замысла.
Историк Владимир Кропотов убеждён, что при всём богатстве творческого наследия главная заслуга обладавшего огромным талантом Генриха – проводимая им архитектурная политика.
– Задача главного архитектора – создать архитектурный стиль города, создать то самое видение, – говорит специалист. – А Генрих создал Евпаторию, непохожую ни на один другой город. Евпатория конца XIX – начала XX века – это Генрих! Неважно, проектировал он или нет. Он вносил коррективы в проекты, исправлял их, рекомендовал те или иные решения. Обратите внимание, как тонко, как глубоко подошёл Генрих к Евпатории! Он понял колорит этого приморского города: здания не помпезные, они изящные и не потрясают массивностью. Здесь и классический модерн, и югендстиль, и бозар – очень много направлений, но они очень тонко вплетены в ткань Евпатории. И эта заслуга Генриха несомненна! Старой Евпаторией мы обязаны ему. Но вот как мы сохраняем это наследие? Я с ходу могу назвать десяток построенных при Генрихе зданий, которые сейчас разрушаются, стоят в запустении…
По словам автора книги Виктории Струниной, впервые представленные в издании сведения весьма актуальны в контексте обновления и усовершенствования архитектурной среды крымских городов-курортов с условием сохранения ценного культурного наследия:
– Особенность развития архитектурно-строительных, а также художественных воззрений Адама Людвиговича, его взглядов на то, как именно обычный уездный город, захолустную Евпаторию, глухой угол и тупик многих дорог, сделать первоклассным российским курортом, связана с уникальной спецификой архитектуры того периода и большим желанием улучшить облик города и жизнь в нём.
Алексей ВАКУЛЕНКО