Думаю, многие из вас в детстве, а может быть и до сих пор плетут летом себе венки из луговых трав, полевых цветов, веточек березы. Также венки плетут из еловых веток, соломы. Особенно популярны венки на праздник Ивана Купалы.
У славян венки использовались не только как украшение для головы, но также и для убранства дома, бани, хлева и т.д.
Итак, почему венок сразу ассоциируется у нас с магией? Во-первых, дело в его круглой форме. Как мы помним круг — это символ бесконечности, возрождения, обновления. Далее волшебные свойства венку придают растения, из которых он сделан (дубовые, березовые ветки, герань, базилик и т.д.).
Возможно вы, как и я, раньше не догадывались, что даже изготовление венка, его размер, место, время, а также дополнительные вплетения (ленты, нитки) тоже имеют огромное значение.
После того, как венок выполнил свое ритуальное назначение, его могли сжигать, закапывать, разрывать, топить, относить на кладбище, закидывать на крышу дома. Однако могла быть участь и лучше: его оставляли дома для вторичного использования, относили в поле или луг, вешали в амбары для оберега скота.
Существует несколько видов венков: Купальский, Троицкий, свадебный, жатвенный.
На Троицу конечно же венки плели из березовых веток, а по окончании праздника их распускали гадали о будущем: если венок был увядшим, то это сулило смерть или неприятности.
В Белоруссии и Малороссии в Троичные венки было принято вплетать полынь – как средство от русалок. Особенно ценились венки, сделанные из зелени, которая украшала церковь.
На Ивана Купалу венок считался обязательным атрибутом и по окончании праздника обязательно уничтожался (его сжигали на костре или топили в воде). Однако часть венка все-таки сохраняли, чтобы использовать в лечебных целях. Также по купальским венкам гадали – пускали их по воде и пытались определить свою судьбу. Венки подкладывали под подушку, чтобы увидеть вещий сон, кидали их на дерево – если сразу зацепится за сук значит девушку ждет скорое замужество.
В Болгарии на Иванов день делали огромные венки, через которые затем пролезали все участники обряда для здоровья.
Источник: "Славянские древности" Н.И. Толстой