Добрый день, мой читатель, коллега, клиент и просто прохожий!
Одной из неосознаваемых потребностей с которой человек приход в терапию, является потребность чувствовать, что его жизнь, действительно его и он ее автор. Не осознается, но есть чувство, что что-то в жизни не так, что чего-то не хватает.
Это тот случай, когда не хватает главного человека в жизни - себя!
В речи говорящего (не только в терапии, но и в обычной жизни) не трудно услышать из какой установки он живет.
Порой мы сами не замечаем, как отдаем ответственность за свою жизнь, но прислушавшись к себе легко можем это заметить.
Авторский подход, это когда в речи человека обозначено его Я, что, надо заметить, любят и принимают не все, т. к. в наше бессознательное вшито «я последняя буква в алфавите!».
Но Я – это опора, то самое «Я сам!», так необходимое для становления личности и осознания «Я могу!».
Авторство проистекает из «Я могу!», потому что, если «Я могу!», я делаю, и наоборот, если у ребенка или взрослого, есть убеждение, что он не может, то автоматически он отказывается от попыток, а значит и возможностей.
Однако, здесь важно понимать, что у каждого есть свои берега (границы – не путать с ограничениями!), то есть пределы «могу», проявленные, например, в профессии или таланте.
Согласитесь, не каждый – художник или композитор, но при этом это может быть отличный строитель или парикмахер.
Думаю, многие из вас замечали, как меняется ощущение в момент, когда вы плывете в воде и удаляетесь от берега.
При всем том, что глубина под вами изменилась не так существенно, при удалении от берега, когда нет ощущения близости к берегам, вы можете испытать тревогу, ощущение отсутствия почвы под ногами.
Здоровые границы в отношениях с людьми в этом смысле и есть те самые берега, дающие ощущение безопасности.
Опираться на себя – наиважнейший и необходимый навык, без которого ребенок не освоит пространство и помощью в этом ему служат поддерживающие его родители (в детстве именно они выполняют для нас роль берегов).
С опорой на берега в начале пути, нам легче вставать на свои ноги в дальнейшем с одной стороны, и доверять другим и получать поддержку – с другой!
Постепенно опоры детства, становятся нашими внутренними опорами.
Все речевые «тся» - свидетельство того, что человеку опор не хватает, то есть не он делает, а за него делается!
Это повод работать не только с Внутренним ребенком, а и с Внутренним родителем, устанавливая и укрепляя внутренние опоры.
Авторство это способность жить (буквально жить, то есть делать) свою жизнь, со всей ответственностью как за взлеты, так и за падения!
Если не «я», а «меня» (послали, определили, женили, выбрали и т. д. и т. п.), то это, друзья мои, не авторство, а насилие!
Обратите внимание сколько в вашей речи таких «тся» и поймете какое соотношение в вас жертвы и автора.
Само ничего не сделается!
А если сделают за вас, то ваша ли это жизнь?
Одна из самых распространённых причин неврозов является как раз жизнь по накатанной, когда не нужно принимать решения и действовать, когда родитель, а потом начальник решит за тебя.
Это не исключает просить о помощи в сложных ситуациях, но и это требует ответственности.
Единственная ситуация, в которой передача ответственности в другие руки оправдана это смерть, потому что, всех нас кто-то похоронит. Уже не мы.
Будьте живы, здоровы и счастливы!
Автор: Сердюк Алевтина Александровна
Психолог, Терапевт ЭОТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru