– Мои коллеги говорят о том, что я слишком много времени провела с умирающими людьми, поэтому неудивительно, что у меня появились странные убеждения. Для меня же, как для психиатра и ученого, было любопытно обнаружить, что тысячи людей по всему миру в момент своей смерти имеют схожие видения. Мне не оставалось другого выбора, кроме как исследовать эти случаи. Чтобы доказать их правдивость, либо удостовериться, что это всего лишь галлюцинации, вызванные желанием умирающего видеть то, что он хочет видеть, – такую цель однажды поставила перед собой психиатр Элизабет Кюблер-Росс.
Более двадцати лет Элизабет провела возле постелей людей, которые находились на грани жизни и смерти. За это время психиатр убедилась не только в том, что человек предчувствует приближение своего ухода. Элизабет Кюблер-Росс заметила и иные закономерности, связанные с повторяющимися воспоминаниями о другой стороне жизни у многих пациентов.
«Они не могли видеть это в реальной жизни»
По словам Элизабет, тема смерти вызывала у нее интерес еще в детстве. Однажды она попала в больницу с воспалением легких. Тут Элизабет впервые увидела смерть: на ее глазах умерла одна из пациенток больницы. Она ушла в одиночестве, вдали от родных, в окружении больничных стен.
После окончания университета Элизабет Кюблер-Росс работала в разных больницах. Но в каждой из них она видела одинаковое обращение врачей с умирающими людьми. Элизабет была возмущена тем, что ее коллеги относятся к таким пациентам как к неодушевленным вещам.
– Я начала общаться с умирающими пациентами и с теми, кого врачи возвращали к жизни после клинической смерти. Я слушала их исповеди. Постепенно в моем сознании начала формироваться картина о том, что именно происходит с человеком в момент смерти. Как и рождение, это переживание является всеобщим для всех людей на земле, не зависимо от культуры и религиозной принадлежности, – отмечала Элизабет Кюблер-Росс.
О необычных случаях из своей практики Элизабет рассказывала на своих семинарах. Она приводила туда и своих пациентов, которые являлись героями этих историй.
Среди пациентов Элизабет Кюблер-Росс был мужчина, который в результате несчастного случая потерял всю свою семью. Лишившись самых близких людей в один день, этот человек бросил работу и превратился в бродягу.
– Он бродяжничал два года и все это время мечтал только об одном – воссоединиться со своей семьей. Однажды, выпив лишнего, он упал на дороге. Здесь его переехал грузовик. Очнувшись, мужчина увидел свое тело, лежащее на дороге, – такую историю рассказывала Элизабет.
После этого мужчина оказался в окружении своих родных. Он был поражен тем, что они были здоровы и красивы, ведь он видел, как в аварии пострадали их тела. Однако встреча с родными была недолгой. Вскоре мужчина вновь увидел себя на той дороге. Он равнодушно наблюдал, как его тело укладывают в машину скорой помощи, и следил за процессом своей реанимации в операционной.
Элизабет говорила о том, что некоторые люди, услышав эту историю, обязательно скажут, что этот человек просто принял желаемое за действительное. Он видел то, что хотел увидеть.
«Ни один человек не умирает в одиночестве»
Среди пациенток Элизабет Кюблер-Росс была женщина, пережившая клиническую смерть. Она была незрячей. В какой-то момент эта женщина почувствовала, что парит над землей. В этом состоянии она снова могла видеть и позже описала все, что происходило в больнице.
– Один мой пациент лишился ног после того, как его переехал автомобиль. Когда этот человек оказался вне физического тела и увидел его лежащим на дороге, он пришел в ужас. Однако потом он обнаружил, что то тело, в котором он ощущает себя сейчас, в полном порядке, – рассказывала Элизабет.
По словам психиатра, многих ее пациентов тревожила мысль, что они покидают этот мир, не повидавшись с родными. Однако на практике Элизабет Кюблер-Росс убедилась в том, что ни один человек не умирает в одиночестве. Люди, оказавшиеся на грани жизни и смерти, видят своих родственников. Но только тех родственников, которых уже нет среди живых.
Элизабет Кюблер-Росс спрашивала у всех своих смертельно больных пациентов, кого больше всего они хотели бы увидеть. Разумеется, дети, чьи родители еще были живы, хотели увидеть маму и папу. Однако никто из этих детей позже не рассказывал, что во время предсмертных переживаний видел своих родителей, если не считать те случаи, когда один из родителей был уже мертв.
– Во время предсмертных переживаний дети видят своих ушедших дедушек и бабушек, тетушек или же встречают тех, кого они не знают. В этом случае нельзя говорить, что встреча с этими родственниками является результатом желания ребенка, – поясняла Элизабет Кюблер-Росс.
В своей книге «Жизнь, смерть и жизнь после смерти» Элизабет приводит случай с девочкой 12 лет, которая после выхода из комы рассказала о том, что видела своего брата. Однако Элизабет было известно, что эта девочка – единственный ребенок в семье.
Изучив сотни подобных историй, Элизабет Кюблер-Росс пришла к убеждению, что в момент смерти каждый человек испытывает отделение своего бессмертного «Я», которое также называют душой. Кто-то из пациентов Элизабет сравнил это процесс с выскальзыванием из кокона бабочки. При этом не каждый человек остается признателен тому, что, благодаря усилиям врачей, его снова вернули в кокон.
– Потому что, находясь вне физического тела, люди избавлялись от боли и всех своих изъянов. Соединившись со своим бессмертным «Я», наши пациенты преодолевали все свои страхи. Они переставали бояться смерти, потому что обретали знание о том, что ее нет. Они начинали видеть происходящее вокруг новым восприятием и наполнялись неописуемой любовью, которую невозможно представить земным сознанием. Все это приводит к мысли о том, что человек может стать собой только после смерти, – заключала Элизабет Кюблер-Росс.