Найти в Дзене

"Если бы мне нужно было сейчас купить трактор, я бы прежде всего выбирала надежного поставщика, а не бренд"

Почему Китай производит все, но послепродажное обслуживание там не рассматривается как бизнес? Должна ли Россия производить 100% компонентов для сельхозтехники? Стоит ли аграриям ожидать массового возвращения западной сельхозтехники на рынок или уже сейчас нужно выбирать, в какую технику инвестировать в будущем? Как OPTITECH AGRO подходит к локализации собственного портфеля брендов? Об этом канал «Культиватор» беседовал с Татьяной Фадеевой, генеральным директором OPTITECH AGRO. - Татьяна, как сейчас вы оцениваете структуру рынка техники в России? - В целом ситуацию на рынке я бы назвала сложной. Многие из наших клиентов считают ее критической и реагируют радикально, вплоть до полного прекращения работы. Очевидно, они отражают настроение значительной части сельхозтоваропроизводителей, хотя в основном мы слышим такие заявления от сравнительно небольших хозяйств. У агрохолдингов экономика выглядит существенно лучше, поскольку вертикальная интеграция позволяет им за счет низкой стоимост
Татьяна Фадеева, генеральный директор OPTITECH AGRO
Татьяна Фадеева, генеральный директор OPTITECH AGRO

Почему Китай производит все, но послепродажное обслуживание там не рассматривается как бизнес? Должна ли Россия производить 100% компонентов для сельхозтехники? Стоит ли аграриям ожидать массового возвращения западной сельхозтехники на рынок или уже сейчас нужно выбирать, в какую технику инвестировать в будущем? Как OPTITECH AGRO подходит к локализации собственного портфеля брендов?

Об этом канал «Культиватор» беседовал с Татьяной Фадеевой, генеральным директором OPTITECH AGRO.

- Татьяна, как сейчас вы оцениваете структуру рынка техники в России?

- В целом ситуацию на рынке я бы назвала сложной. Многие из наших клиентов считают ее критической и реагируют радикально, вплоть до полного прекращения работы. Очевидно, они отражают настроение значительной части сельхозтоваропроизводителей, хотя в основном мы слышим такие заявления от сравнительно небольших хозяйств. У агрохолдингов экономика выглядит существенно лучше, поскольку вертикальная интеграция позволяет им за счет низкой стоимости на зерно оптимизировать стоимость на финальный продукт.

Но когда есть нормальная цена на продукцию и нормальный сбыт, то не бывает таких настроений, не бывает разговоров о трудностях с поставками техники, о том, как сложно ее выбирать и т.д. По вопросу выбора техники наши клиенты заняли выжидательную позицию. Это объяснимо - у них есть очевидная проблема с финансированием. Зерно лежит на складах, а уже подходит второй урожай, и его тоже нужно куда-то складывать. Так что сейчас у сельхозпроизводителей нет задачи экстренно выбирать технику и принимать решение о покупке. Но выбирать когда-то придется.

Похожие ситуации уже случались на наших глазах в разные периоды: рынок резко переставал инвестировать, сокращались любые проекты по закупке техники, и аграрии говорили, что больше сеять не будут. Но если не будет сеять один - свято место пусто не бывает, будет сеять другой на его площадях. К сожалению, сложившаяся ситуация, вероятно, приведет к тренду на укрупнение хозяйств, то есть холдинги будут скупать хозяйства у тех, кто выходит из бизнеса. Поэтому в долгосрочной перспективе ничего кардинально не изменится: рано или поздно кончится пауза, и придется принимать решение, в какой трактор, комбайн или сеялку ты будешь инвестировать. Потому что техника ломается, а бесконечно ремонтировать ранее закупленную западную технику становится нереальной задачей. Мы сами поддерживаем парк в 6 тыс. машин, которые поставляли на российский рынок до февраля 2022 года, и делать это все сложнее.

Структура рынка техники определена на несколько лет вперед. Это российские игроки, которые традиционно присутствовали на нашем рынке: Кировец, Ростсельмаш, белорусские МТЗ. Я думаю, они будут присутствовать в прежнем объеме. Но покажите мне трактор российского производства мощностью 180, 220, 250 лошадиных сил, в достаточном количестве, которое требуется нашим сельхозтоваропроизводителям. Мы видим ровно обратную ситуацию: в сегменте, где нет тракторов, и в ближайшие несколько лет вряд ли они будут локализованы в необходимом количестве, утильсбор повышается, а в сегменте, где у нас трактор есть, - все наоборот. Может быть, этот недочет скоро исправят, но вывод здесь один: утильсбор приведет к еще более депрессивному влиянию на рынок и сведет закупки и модернизацию парка техники к минимальному уровню.

- Возможен и другой вариант: те, кто покупал, так и будут покупать, только это отразится на стоимости конечного продукта.

- В долгосрочной перспективе так и будет. Утильсбор у нас ввели несколько лет назад, затем его повысили незначительно, процентов на 30, а сейчас решили проиндексировать аж в четыре раза. На каждом этапе мы видели одну и ту же тенденцию: импортная техника дорожает резко, а через полгода-год постепенно подтягиваются и российские цены. И за все платит наш сельхозтоваропроизводитель и мы, как потребители конечного продукта. Да, сейчас покупательская способность у аграриев крайне низкая, и рынок еще чуть-чуть провалится от того уровня, который есть сейчас, но дальше будут покупать и с этими ценами, потому что других вариантов нет. У нас нет отечественного трактора, который локализован в сегменте 180 лошадиных сил, и при этом может выполнять работы в поле, доступен в нужном количестве и обладает всеми опциями, такими, например, как развитая гидравлика для работы с сеялкой. Поэтому будут поступать китайские трактора, более дорогие и чуть менее развитые, чем западные, но общий баланс на рынке сохранится примерно на том же уровне.

Более того, на каком-то этапе мы, вероятно, увидим рост импортного продукта, потому что в прошлом году индустрия не досчиталась 3 тыс. тракторов и, наверное, аналогичное количество не досчитается в этом. При этом Минсельхоз подтверждает, что у нас не хватает нужного количества техники, чтобы выполнять все полевые работы, которые требуются, а значит спрос будет, хотя и не в этом году.

– Сложилась необычная ситуация: с одной стороны, отмечается недонасыщенность техникой сельского хозяйства, с другой – техники, готовой к реализации, в стране сейчас много. Трактора остаются стоять на складах, а фермер не покупает их, потому что не доверяет поставщикам новых продуктов. Как покупателям сориентироваться на рынке и по каким критериям вы для себя выбирали бренд, с которым будете взаимодействовать?

- Если бы мне нужно было сейчас купить трактор, я бы прежде всего выбирала надежного поставщика, а не бренд. При всем многообразии китайских предложений, их трактора очень схожи по компоновке, по тем узлам, которые используются. Кто-то быстрее делает адаптации для российского рынка и коммуницирует с партнерами в России, а у кого-то этот процесс идет медленнее. Мы видим сейчас настолько хаотичную дистрибуцию китайского оборудования, что это просто пугает. Есть случаи, когда клиент взял трактор, он сломался, а дилера уже нет, импортера нет, сервиса нет, гарантии нет. Есть только трактор. И он приходит к нашим дилерам, просит – обслужите, помогите с ремонтом, у вас есть схожие компоненты.

Трактор требует сервиса, это ни для кого не секрет. Когда мы приняли решение, что будем брать китайского партнера к себе в дистрибуцию, для нас критически важным был вопрос, насколько цивилизованным наш партнер видит подход к дистрибуции в России. Мы поговорили, наверное, минимум с двадцатью кандидатами. С теми производителями, которые считали, что в регионе должно быть три-четыре дилера, и не беда, если кто-то из них «умрет», ведь останется еще два, - мы отказывались работать. Потому что, как только дилер «умирает», клиент, который у него купил технику, остается без поддержки. Должен быть контроль над дистрибуцией, понимание, кто отвечает за гарантию, кто поставляет запчасти. Если нет четких правил игры, в итоге всегда потеряет клиент.

Поэтому моя рекомендация покупателю: не просто разобраться, что это за бренд, но и кто поставщик, как долго он находится на рынке, каково его финансовое состояние. Все это легко найти. Если вы загуглите нашего дилера – «Юпитер 9», который предлагает трактор HANWO, то сразу найдёте информацию, кто это такой, как долго на рынке, какие у него обороты, какая финансовая картинка, все это открытая информация. И это тот путь, который бы я выбрала. Потому что если машина приехала непонятно откуда, то высока вероятность, что не будет ни гарантии, ни сервиса, ни запасных частей, и в сезон посевных работ вы столкнетесь с тем, что будете решать, как клиент, свои задачи в одиночку, и вам никто не поможет. Может быть, трактор от непонятного дилера окажется дешевле на 100 тыс. руб., но в сезон посевной эти 100 тыс. руб наверняка аукнутся и сдетонируют со страшной силой.

Кадр из видео с официального канала OPTITECH AGRO
Кадр из видео с официального канала OPTITECH AGRO

В работе с китайской техникой мы не изменяем подходу, которому учились не один десяток лет, работая с западными продуктами. И для нас не может быть компромисса. Мы развиваем полноценный сервис, с гарантией, с централизованным послепродажным обслуживанием, когда мы полностью контролируем и отвечаем перед клиентом за жизненный цикл его трактора.

- Сейчас достаточно громко звучат фразы о том, что не введенные в свое время условия по локализации, отверточная сборка якобы привели к тому, что у нас есть серьезные проблемы с узлами и деталями. Как вы видите локализацию в текущем моменте для игроков, которые заходят?

- Насущный вопрос: должна ли страна производить 100% компонентов? Мне кажется, что с точки зрения экономики это не имеет смысла. Возьмем Россию: мы находимся в замкнутой стране с населением 140 млн человек. Может ли эта страна производить 100% компонентов для тракторной индустрии? Я думаю, нет. Потому что с точки зрения себестоимости производства и освоения производства – это требует огромных денег. Бизнесу это экономически невыгодно, и он делать этого не будет, потому что убытки не финансирует ни одна банковская организация. Значит, должна быть массивная госпрограмма, которая вложит миллиарды в построение производства.

Мы считали свои проекты по локализации техники, и всегда выходили примерно на 5 млрд – это средняя стоимость в соответствии с теми требованиями, которые есть у правительства. Для себя мы решили начать сборку, не просто отверточную, а полноценную, глубокую, с окраской. Потому что, к сожалению, те машины, которые приходят сейчас из Китая, требуют практически полного цикла доработки. В текущей ситуации мы считаем правильным организовать полную сборку, чтобы уйти от повреждений, оптимизировать логистику и прийти к более качественному продукту. А вот дальше по локализации планируем идти следующим путем: посчитать, что для нас имеет смысл с точки зрения бизнеса, и затем обсуждать с правительством, что можем мы и что могут они.

Но общее мнение, что требования, которые доходят до 80% локализации трактора, - это несколько оптимистично. Понятно, почему Китай все производит: у них полтора миллиарда населения, и они являются поставщиками своего производства во все страны мира. Если мы хотим выстроить то же самое, но с населением 140 млн человек, то есть в 10 раз меньше и с ограниченными условиями по экспорту, то, боюсь, экономика просто не сойдется. Законы экономики очень четко работают на основании и рабочей силы, и объемов рынка, по-другому это не бывает.

- Останется ли у вас прежняя дилерская сеть, какие планы по объемам?

- Количество старых дилеров и новых - 50 на 50. Где-то остались наши прежние дилеры, где-то к нам присоединились другие сильные игроки западных брендов, например дилеры John Deere, которые, к счастью, разделяют наш подход, заключающийся в том, что важна не сиюминутная выгода, а выстраивание процессов и правильное развитие продукта.

– Расскажите подробнее про локализацию - если я правильно поняла, та техника, которую вы привозите, будет собираться в России?

- Уже сейчас мы на 40% дорабатываем трактор под российские условия эксплуатации и привычный для клиентов уровень качества. Полностью переделываем всю проводку, шумоизоляцию в машине, устанавливаем необходимые элементы, такие как стеклоомыватели, подсветка номера, модернизируем электрическую систему на тракторе. Наша цель - до конца года перейти на полноценный процесс сборки, когда приходит отдельно двигатель, трансмиссия, мосты, мы это собираем, красим, тестируем. Тестовые партии планируем выпустить в начале сентября, сейчас наши коллеги находятся в Китае, чтобы отладить процесс сотрудничества, и мы планируем, что со следующего года все машины, которые мы предлагаем клиенту, будут собраны здесь, под нашим контролем.

Китай в принципе послепродажное обслуживание не рассматривает как бизнес. В этой стране совсем другая структура рынка: запчасти производит огромное количество поставщиков, и в Китае найти запчасти на тот или иной трактор не составляет труда. Но мы никогда не придем к такой ситуации, как в Китае, когда нужные запчасти есть в каждом сервисном центре, да и нет у наших клиентов возможности бегать искать запчасти в сезон. Техники мало, людей еще меньше, поэтому нужно, чтобы запчасть была, и ее могли быстро подобрать, доставить и поменять.

Наша задача - выстроить процессы так же, как при работе с западной техникой, чтобы клиенты не тратили время и могли получить запчасти по нормальной цене, оперативно и с тем уровнем сервиса, который им требуется. Мы считаем, что так должно быть с любым продуктом, который пытаются сейчас продавать нашим сельхозтоваропроизводителям.

- Если говорить о ценовой категории - какой вы видите стоимость конечного продукта, во сколько обойдется клиенту его приобретение?

- Должна быть здоровая конкуренция. Мы видим свои цены на 5-10% выше среднестатистического китайского продукта. Считаем, что допустимо заплатить чуть больше, но получить твердую гарантию, замену детали в случае поломки, сервис и поддержку 24/7. При этом у продукта есть рыночная цена, и мы не ожидаем, что он будет в два раза дороже, чем неизвестный бренд из Китая, который хлынул на российский рынок как цунами и заполнил все склады. Эта хаотичная дистрибуция так же быстро схлынет, и останется 3-4 серьезных игрока, которые захотят здесь развиваться, поймут специфику и начнут разбираться в российском рынке. И уровень их цен в конце концов будет схожим.

Приведу пример: сейчас есть дефицит по «телескопам». С десяток китайских производителей, с которыми мы вели переговоры, твердили как под копирку: мы хотим продать 500 единиц «телескопов». А у нас весь рынок 2 тыс. единиц. Выходит, каждый из десяти производителей, с которыми мы поговорили, хочет четверть рынка! Такая же ситуация была и с тракторами в 2022-2023 годах. Эта волна накрывает рынок, но потом все выравнивается, становится понятно: есть уровень спроса, больше которого продать невозможно.

– Некоторые фермеры из числа «старой гвардии» считают, что со временем, в горизонте лет пяти, все возобновится: те, кто ушли, - вернутся, связи наладятся, рынок перераспределится, надо только подождать. Как вы относитесь к подобным утверждениям?

- Скептически. Даже если предположить, что через пять лет действительно западная техника вновь хлынет на наш рынок, то что мы будем делать в течение этих пяти лет? Даже самый надежный John Deere ломается, и починить его сейчас можно только через 90 дней. Таков средний срок поставки запчастей. За это время пройдет посевная. Я не сгущаю краски, санкции распространяются на 90% запчастей, и механизмы контроля за ними усиливаются. Но даже если удастся пересидеть пять лет, и с техникой ничего не случится, – вы уверены, что ждать придется именно пять лет? Но и за пять лет техника серьезно изнашивается, требует капитального ремонта, и придется все-таки принимать какие-то решения, что-то покупать. Например, прицепная техника от John Deerе не факт, что будет работать с китайским трактором или тем же Кировцем. Поэтому придется искать варианты и минимизировать риски, даже если ты великий оптимист.