Найти тему
газета "ИСТОКИ"

Рисунок на пластыре или …

Апроприация - это высшая форма лести - подражание. Искусство - это форма самовыражения.   Сложно то, что все в этом занятии искусством видят только фасад, эдакую вечеринку (и не впитывают внутренний труд).

Но думаю, вот что происходит на самом деле – мы все умирали – это когда любовь означает смерть: полюбить – воткнуть нож (разрушить прежнюю свою целостность) и провернуть его, и этот всхлип, и крик, – записать, закодировать как стих, фильм, танец, звук, картину.

Творчество – это всегда активный выбор – смотреть и смерти, и любви в лицо, не отворачиваясь от неизбежности страдания. Зашкаливающее страдание стирает с лица земли и 20-летних, и 30-летних...

А выжившие: мы – выжившие выбрали жизнь за то, что в ней есть и веселье. Наш спектр оказался шире. Кто-то должен смеяться, чтоб не заплакать, когда каждый день кажется ужасом. Серым ужасом, черным ужасом. И золотые искры смеха по этому фону.

Откуда они берутся, да из расширенного спектра – ты либо учишься делать открытия не только в негативную социальную часть, но и в натурфилософскую часть – рассвет окрашивает небо розовым, даже если смотришь на него в одиночестве, а хлеб так вкусен, если ты голоден. А сон вообще волшебство, если наконец после изнурительного похода тебе удалось попасть на ночлег в теплое и безопасное место. Или умеют увидеть сад «Конфуцианский сад так устроен, что на каждое время года в нем есть своя главная тема, свое растение, свой цветок, которым следует любоваться с особенным смыслом» (Т.Витковский).

Но большинство так и не расширяется, так и не совершают побег из своего социального аквариума, где сон всегда в одной и той же комнате, где окно смотрит на один и тот же промышленный пейзаж, где гарантированная кормежка стала баландой. Жвачка дней размазана как клей. Человек должен отрастить стебельки глаз и посмотреть на свой затылок и то что за ним. Либо оторваться от этой липкой стены, в которую впечатался лбом. И пойти уже знакомиться с миром, без фильтров, ограничителей, стенок аквариума. Добродневность, желаемая и мечтаемая добродневность, это то что вы создаете устремлениями и усилиями, хотя бы по выращиванию сада, которые без умения видеть превращаются в нудную обязаловку «садиста». Вся добродневность мира к вашим услугам, выбираем себе что нравится. Мне нравится видеть мир так: отправлюсь в сад поливать помидоры и дышать жасминовым лесом, что цветет выше крыши. Ежеиюньское любование кувшинками на Берсувани выполнено в субботу, кувшинок становится с каждым годом больше это радует. Посмотрю на битву фиолетового и розового у цветущих люпинов ( фиолетовый наступает). На экстаз лилового и пурпурного у львиного зева. На кружева осыпающихся цветов калины...

Все хотят «знакомиться с Перис Хилтон и гулять по Манхеттену» – думают это спасет от депрессии. Но мало кому приходит мысль – дойти до уфимского Козареза, или знакомиться с рядом живущими или первыми встречными. (Разве только Янине Свице или Тёме Лису, и вот так из методиста рождается фотограф, а из студента – литератор).

Человек – самая действенная в мире форма усилия. Но есть энергия таланта. Форм саморастраты всегда больше, чем самоотдачи, поскольку можно по-разному быть не-собой, а сам у себя ты один. Главный вопрос: кто ты и как наконец стать собой? Это понимание приходит с возрастом, когда на главное остается всё меньше времени. Человек часто себе говорит – я работал, я был занят, я не мог посвятить всё время размышлениям о любви и смерти.

Но ведь если ты не ушел из дома в 15-18 лет, то вряд ли ты полностью обслуживаешь себя сам – еда, стирка, уборка, покупка продуктов питания и экономические расчеты на сколько и на что тебе хватает денег - проходят мимо тебя. Твой мозг топчется по кругу, он не получает новых задач, и остается в системе прежних навыков. И вот в этом кругу без забот, не имея время для интересов – самое время открыть искусство. Но почему-то Станиславский – один! Иногда мне кажется: открыть искусство – это взбираться на скалу на необитаемом острове, чтобы увидеть корабль, чтобы раздвинуть линию горизонта. То есть надо, чтобы твой корабль разбился в бурном море. А чтоб попасть на этот корабль, надо решиться на путешествие, на бегство от того что известно, безопасно и знакомо. То есть всегда есть дилемма между свободой и устойчивым порядком вещей. Когда ты вырос в бедности, ты знаешь, что есть устойчивая формула "кто тебе платит – делает, что хочет", поэтому ты бережешь свободу или продаешь её часть осознанно, потому что знаешь формулу денег. Нет денег – нет еды и крова. Сам за все платишь, сам себя ограничиваешь или разрешаешь и поэтому никто ничего не может тебе сказать. «Я не прошу у вас денег, поэтому не говорите мне, что делать». Ты можешь застрять в этой позиции с самыми минимальными навыками в творческом методе. Потому что если чему-нибудь хочешь научиться – придется слушать тех, кто тебе что-то говорит по поводу твоего самовыражения в искусстве. Хотя всегда есть метод апроприации, ты можешь стать певицей Мадонной, нарисовать себе лицо Мерилин Монро. Если это тебе приносит радость, ты можешь заниматься этим сколько угодно, а если не приносит радость? Глупо, когда твоя ценность определяется тем, что кто-то извне принимает тебя или терпит за чужое лицо. Хочется закричать «уважайте мою личность». Певица Мадонна прожила не 36, а 60 лет, родила двух детей, так и не обрела чувство ритма и этим уникальна и удивительна. Я признаю ее право танцевать, не попадая в ритм, и признаю своё право не смотреть на это.

Да, мы живём в обществе полном конфликтов – и уважать свои и чужие взгляды – это и право и плата. Никто не обязан верить в то, во что верит другой. Искусство развлекает и обучает видеть других и себя. Пока вы не пожертвовали чем-то, это не имеет энергии – поэтому жертвуйте для самосовершенствования время, нервы и любовь. Тогда эта стрела, выкованная из вашего видения достигнет кого-то. Обожание толпы вернет вам часть потраченного. Только лишь часть. У честных артистов не вернет ничего. Быть честным – это значит быть отвергнутым, разбитым и склеенным заново. Такие вещи не делаются для обожания толпы. Такие вещи делаются, когда у тебя бой, бой с незримым или зримым врагом. А сейчас нет врагов. Сейчас тотальная политкорректность. Такое слово, как рисунок на пластыре, когда ты разбит, но можно лгать, что ты целый. И никто не понимает, что это не достижение – приклеить пластырь, это не достижение – не говорить правду.

Быть предметом обожания – это энергия, одна из многих. Любовь, как и жизнь вообще, – это усилие любить, усилие жить; само собой ничего не делается, – наступает инерция, депрессия и энтропия. «Моя личность постоянно строится и распадается» когда-то написала я в один из таких моментов спада. До 40-лет ты пытаешься починить себя, починить в угоду публике. А потом не это становится главным. Да, я принимаю себя, но вся хня за которую платят деньги в окружающем мире – тебе противна. Но что ты будешь есть, если только в совершенстве пишешь свои "стихи, картины , музыку"? О, конечно можно стать модной "поэткой", продавать билеты на встречи по 700 рублей, но зачем писать "не свои стихи". Это величайшее недоразумение, как и быть литературным "негром". Только то, что ты любишь, может спасти твою жизнь. И только когда вкладываешься в любовь, это возвращается.

Хотя некоторые ударяются в нарциссизм пользуясь этой мантрой. Но когда ты человек старой закалки, у тебя есть культура труда, то есть саморедактирование. Закон кристаллизации собственного метода – искореняй в себе то, что ненавидишь в других.

Обычно молодость представляется возрастом спешки: «и жить торопится, и чувствовать спешит», – но на самом деле основной духовный рывок выпадает на поздний возраст. Нужно много опыта и много времени, чтобы осознать такую простую мысль, и еще нужно выкристаллизоваться как автор, чтобы выразить эту мысль таким небольшим текстом:

Моя личность бесконечно строится и распадается.

Чтобы не утонуть в океане хаоса,

необходимо нырнуть,

и проплыть часть пути под водой,

глотнуть воздуха, зажмуриться и нырнуть

Тебя вытолкнет на поверхность

- тогда надо посмотреть в небо реальности.

Знай, что желания могут быть исполнены

когда ты соответствуешь им.

Боль в основном от несоответствия,

можно принимать анальгетик,

если не хочешь терпеть боль,

но боль всего лишь симптом.

У всякой проблемы есть решение,

если это не твоя проблема.

Наше собственное бессилие

иногда надо принять

и нырнуть под линию прибоя.

Между мнимым и реальным

нет разницы, кроме одной,

В мнимом существовании

ты так и не узнаешь объёма своего дыхания,

Жить на пределе можно только в реальном.

Максимум возможного ощущаешь

на границе существования.

Это большое удовольствие - быть!

Автор: ГАЛАРИНА

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!