1. Занятна поэтическая эквилибристика. Именно в ней поэт проявляет сполна своё мастерство, хотя поэзия, конечно, к эквилибристике словами не сводится, и мастерство поэта проявляется не только в ней. Но и эквилибристика входит в поэзию. Играть словами, жонглировать ими, выставлять их во втором, третьем значении поэту не зазорно. Именно так он привычный предмет показывает под иным углом зрения и придаёт ему новое значение. Например, Михаил Константинович Щербаков (1963.03.27, г. Обнинск, Калужской области, Российская Федерация) удачно работает с отрицаниями в поэтической речи.
То галопом, то вверх тормашками — дни мелькают а ля драже.
Например, эти две с ромашками не полюбят меня уже.
Прежде взвыл о таком бы бедствии, нынче ж только губу скривлю:
ничего, как-нибудь впоследствии я их тоже не полюблю.
М. К. Щербаков. Красные ворота (1997).
Любо дорого посмотреть. И даже послушать. Тут замечательно сущностное включение души и ума лирического героя в пустоту отрицания: он к отрицаниям относится крайне заинтересованно, уделяет им повышенное внимание и текущему почти действительному отрицанию «например, эти две с ромашками не полюбят меня уже» противопоставляет будущее отрицание «ничего, как-нибудь впоследствии я их тоже не полюблю». Что называется реабилитировал себя так реабилитировал! Статус не-любовника обретёт де в будущем. Улыбку и даже смех от этого «искривления пространственно-временного континуума» сдержать не получается.
2. А вот у менее талантливого и менее мастеровитого поэта, Михаила Юрьевича Лермонтова (1814.10.03 (1814.10.15), г. Москва, Российская Империя — 1841.07.15 (1841.07.27), г. Пятигорск, Ставропольская губерния, Российская Империя), поэтическая эквилибристика представлена не словами, а структурой стихотворения. В своём знаменитом позднем стихотворении «Сон», стихотворении года смерти автора, поэт представляет несколько этажей поэтической рефлексии, беря одну производную от реальности за другой.
Его-то, это стихотворение, мы сейчас подробно и рассмотрим.
3. Текст.
Михаил Лермонтов
Сон («В полдневный жар в долине Дагестана…»)
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня — но спал я мёртвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жён, увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.
Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
1841
4. Тут самое главное — выявить, характеризовать и посчитать все уровни рефлексии, которые представлены в данном стихотворении.
(1) Первый и несомненный для всякого поэта, — но тут случай особый и потому особо принимаемый во внимание — уровень характеризуем как возвышение поэта-творца над своим творением: обо сне пишет поэт М. Ю. Лермонтов.
(2) Второй и гораздо менее очевидный уровень характеризуем как возвышение субъекта сна над объектом сна: стихотворение называется «Сон», поэтому в нём обязаны участвовать тот не называемый поэтом, кто спит (субъект) и то, что ему снится (объект).
(3) Третий и гораздо более очевидный уровень состоит в том, что содержанием стихотворения «Сон» оказывается сон умирающего лирического героя, поэтому он характеризуем как возвышение уже непосредственно описываемого субъекта сна над своим сном: «...спал я мёртвым сном. И снился мне сияющий огнями Вечерний пир в родимой стороне»…
(4) Четвёртый и столь же очевидный как и третий, уровень состоит в том, что в сне субъекта третьего уровня представлен субъект текущего, четвёртого, уровня, каковому субъекту тоже снится сон и рефлексия его над своим сном представлена так.
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
5. Таким образом, (1) автор-субъект поэтически представляет свой объект — «Сон»; (2) «Сну» по его содержанию необходимо требуется субъект сновидений; (3) содержанием сновидений предыдущего, второго, субъекта выступает сновидение со своим субъектом; (4) содержанием сновидения последнего, третьего, сновидящего оказывается ещё одно сновидение со своим субъектом — юной женщиной.
6. Сон, сновидение — формальная, даже техническая, деталь стихотворения. Содержательно стихотворение — о смерти, точнее — об умирании. И вот это умирание фиксируется во сне. Таким образом, это смертный сон. Смерть облечена в оболочку сна. И поскольку окончательно умерший снов уже не видит, то это сон умирающего о своей смерти и сон живой об умирающем.
7. С техническо-поэтической точки зрения претензий стихотворению, а значит и его автору, предъявить не получится, написано оно зрелым мастером, изъянов в нём нет. Тогда возникает вопрос: с какой целью, кроме структурных нагромождений этаж на этаж поэтической рефлексии, оно написано?
Некоторую натуралистическую несообразность можно увидеть в том, что в первой строфе рана дымится, а кровь из неё точится по капле, тогда как в последней строфе та же самая рана продолжает дымиться, но кровь льётся уже струёй, а не по капле.
Но эта якобы несообразность даже не нуждается в извинениях. Это же сон чувствительной юной дамы, присниться могут и капли крови, и струи и даже ручьи. Как говорится, смотря кто и как спит.
8. Наивно-историческое познание литературы, вечно ищущее прототипов и аналогов поэзии в текущей реальности и даже почему-то в биографии поэта, указывает, что в данном стихотворении поэт «предчувствовал» и даже «провидел» свою судьбу: быть убитым на дуэли. На наш вкус что «предчувствовал», что «провидел» — почти одно и то же, ибо зрение — из области человеческих чувств. А что касается самого содержания «провидения», то в нём вполне можно усомниться.
В самом деле, пространства Кавказа обширные. Нынешний Пятигорск от нынешнего Дагестана отстоит на 300 километров. Считайте на релевантные времени М. Ю. Лермонтова вёрсты — расстояние не изменится, поменяется лишь численное выражение этого расстояния. И во времена М. Ю. Лермонтова Пятигорск то входил в Терскую область, то выходил из неё и сохранялся в Ставропольской губернии. Но это же и не важно. Пятигорск — явно не Дагестан ни сейчас, ни в 1841 году.
Ни время сновидения, ни время смерти в «провидении» не указано, поэтому оно оказывается поэтически неопределённым.
Характер смерти, лирический герой убит пулей из пистолета или ружья, настолько общее место для военного человека на Кавказе, что искать в нём специфику смерти именно М. Ю. Лермонтова не приходится.
Даже вот раскуривать трубку подожжённой для этой цели сторублёвой купюрой — конечно молодечество, несомненно джигитовка на диване, разумеется по-лермонтовски. Но ведь и этот способ раскуривания трубок изобретён не М. Ю. Лермонтовым, а лишь повторён им. Так что и он не специфицирует его уникальную личность, ибо присущ не только ему.
9. Тогда вновь ставим вопрос: во имя какой идеи это стихотворение написано?
Раскрыть идею нам поможет юная сновидящая дама, которая в своём сне видит того же умирающего лирического героя, каковым героя видит и дважды сам герой, и автор стихотворения. Если приглядеться к содержанию сновидения, то мы должны отметить, что всем четверым субъектам сновидения снится один и тот же сон — сон о смерти лирического героя. И если об авторе и двух других субъектах можно сказать, что они здесь, они поблизости, так что совпадение сновидений, казалось бы, нормально, то юная бальная красавица, впавшая в сон о смерти героя средь радостного разговора о герое как бы и живом, находится за тысячи вёрст от умирающего.
Значит единство сновидений — не натурально, не по обстоятельствам места и близости субъектов сновидения. Эта единство может быть обеспечено только духовной связью всех четырёх личностей.
А каково это единство содержательно? Смерть. Смерть не только разъединяет, но, и это совсем не странно, объединяет. Даже не духовно, а эмпирически, на похороны собираются такие люди, которые хоть и знали друг друга, а не будь усопшего, ещё лет тридцать не встретились бы…
10. Окончательный смысл стихотворения: memento mori, помни о смерти...
2023.08.04.