Когда в блоге делюсь мыслями про фильмы с Шуриком, то всегда получаю комментарии из серии: «Да что там говорить. В трех фильмах Гайдая нам показывают разных парней, просто их зовут одинаково и играет их один актер». А я вот воспринимаю «гайдаевский мир» иначе – для меня во всех трех фильмах («Операция Ы», «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич») героем является один человек. И не вижу препятствий для такого мнения.
Как Шурик мог собирать фольклор, если он учился в Политехе?
Главным аргументом у поклонников теории с «разными Шуриками» является то, что герои имеют разные специальности. В «Операции Ы» наш парень учится в Политехе. В «Кавказской пленнице» он почему-то приезжает на практику собирать фольклор, что характерно для студентов гуманитарных факультетов. А вот в «Операции Ы» нам снова показывают Шурика-технаря.
Как я (будучи поклонницей теории «одного Шурика») могу это объяснить?
Шурик поступил в Политех. Но вынужден был подрабатывать, так как денег не хватало, часто прогуливал (поэтому в новелле «Наваждение» у него и не оказалось лекций конспектов – он на них просто не успевал приходить). Возможно, из-за этого Шурик на каком-то курсе «вылетел» из Политеха (или сам ушел, чтобы работать). Но образование важно – поэтому он поступил, к примеру, на филфак. Закончил ли он его или тоже бросил – не суть. Главное, что душа парня все же тянула его к точным наукам – он мог снова поступить в Политех (или восстановился) и со второй попытки его все же закончил. Так Шурик в конце концов и стал изобретателем.
Почему Шурик меняет цвет волос?
Тут вообще не вижу проблемы. У меня отец был брюнетом, а летом выгорал на солнце и становился рыжим. Другой пример с подругой: она в юности была нежной блондинкой. Потом неудачно покрасилась и с горя коротко подстриглась. И что-то с волосами произошло – они начали расти кудрявыми (хотя раньше не было ни завитушки) и темнее на пару тонов.
Вот и Шурик, может, по молодости был блондином, а потом повзрослел, организм перестроился и волосы стали темнее прежнего. А может и решился на эксперимент: увидел седые волоски и решил позаимствовать краску жены. Мужчины, только не говорите, что никто из вас даже не задумывался подкрашивать проклевывающуюся седину. Не поверю!
Как объяснить путаницу с женщинами Шурика?
Еще один аргумент от тех, кто считает, что Шурики разные – это неразбериха с его женщинами. Как мы знаем, в первом фильме Шурик завел роман с хорошей девочкой Лидой. Во втором фильме увлекся красавицей-комсомолкой Ниной. А в третьем уже женат на артистке Зине, которая как две капли похожа на Лиду. Якобы это можно оправдать тем, что все три истории происходят в трех разных мирах, с разными Шуриками.
Но я и тут могу найти оправдание.
С Ниной и вовсе нет никакой чехарды – ну пообщались во время практики (полноценного романа между молодыми людьми мы не увидели). Может, после этого еще пару лет повстречались. Но ни во что серьезное это не вылилось.
А вот почему Лида и Зина имеют одно лицо?
Первая моя версия – что поделать, Шурику нравились женщины такой внешности. Он не смог забыть свою первую любовь и когда познакомился с Зиной, то сразу увлекся ей – ведь она была очень похожа на Лиду.
Вторая версия более заковыристая – Зина и Лида могли быть одним человеком. Она сначала могла учиться в Политехе (например, по настоянию строгих родителей). Но душа ее всегда тяготела к искусству. Вот и бросила она Политех, пошла в Театральный институт и стала актрисой. А свое имя ей никогда не нравилось, вот и взяла псевдоним Зина (такое в театральной среде бывает, не диковинка).
Вот такое мое мнение. А вы сами, что думаете про Шуриков в фильме Гайдая – для вас они разные люди или все же воспринимаете его, как единого персонажа?