Найти тему
Alterlit Creative Group™

Мхатовская нестаруха

Ирина Мирошниченко навсегда в наших сердцах. Влад Васюхин об ушедшей артистке.

Ушла Ирина Мирошниченко, народная артистка РСФСР, звезда Московского Художественного театра. Кинозвезда, снимавшаяся у Данелии, Тарковского, Кончаловского, Жалакявичюса, Губенко. Одна из самых красивых российских актрис. Ушла в почтенном возрасте — 82 года, пребывая в статусе легендарной «мхатовской старухи», но, разумеется, таковой не являясь.

Она до последних дней оставалась королевой — и на сцене, куда выходила все реже и реже, и вне её, когда, к примеру, эффектно появлялась на сборе труппы и затмевала даже Ренату Литвинову.

Сбор труппы в МХТ им. Чехова
Сбор труппы в МХТ им. Чехова

Моя любимая история про Ирину Петровну была однажды услышана от её коллеги по театру Павла Ващилина. Рассказываю по памяти, могу упустить какие-то детали, но суть помню.

2010 год. Шла репетиция спектакля «Моя дорогая Матильда», который в итоге станет бенефисом Мирошниченко. Это мелодрама про весьма пожилую парижанку, доживающую свой век с 50-летней дочерью. И вдруг выясняется, что её огромную квартиру получил в наследство некий американец. Проблема в том, что приобретена она была его отцом на условиях пожизненный ренты, и пока жива Матильда, этот невезучий Матиас не может ничего сделать со своей недвижимостью...

И вот на одну из репетиций заглянул Олег Павлович Табаков, тогдашний худрук МХТ, и говорит, между делом, Мирошниченко: «Ну твоя героиня в конце умирает от сердечного приступа...»

«Нет, Олег! Никакого сердечного приступа не будет! Матильда не умирает, а уезжает в Америку!»

И в этом — вся Мирошниченко с её оптимизмом и радостным отношением к жизни. Едва ли автор пьесы Израэль Горовиц, прилетевший на премьеру, был доволен, что финал поменяли, но явно и он не устоял перед сокрушительным обаянием русской актрисы.

Сцена из спектакля «Моя дорогая Матильда», МХТ им. Чехова
Сцена из спектакля «Моя дорогая Матильда», МХТ им. Чехова

Еще одну историю лет двадцать назад рассказал мне во время интервью Роман Григорьевич Виктюк, жалуясь, что у него «воруют спектакли»:

«Мирошниченко Ира восстановила во МХАТе мою “Татуированную розу” и написала, что она — режиссер. Я даже вздрогнул».

«Там написано: режиссер восстановления» — возразил я (а я смотрел этот спектакль, хотя попасть на него было сложно).

«Это она потом исправила, когда я позвонил Ефремову и сказал: «Олег Николаевич, окститесь! Я же тут, рядом, через дорогу» (Виктюк жил по соседству с Художественным театром).

Сцена из спектакля «Татуированная роза»
Сцена из спектакля «Татуированная роза»

Серафину делла Розу из упомянутой «Татуированной розы» Мирошниченко играла четверть века. Режиссер полтора года ждал, когда актриса восстановится после травмы и никого другого в этой роли не хотел. Здесь была нужна особая актриса, яркая, темпераментная, ведь пьесу Теннесси Уильямс написал для великой итальянки Анны Маньяни. Виктюк поставил спектакль в 1982 году, в здании на Тверском бульваре, а когда МХАТ разделился на две части и эта сцена отошла к «доронинцам», Ирина Петровна сама восстановила спектакль уже на другой площадке, и шел он с невероятным успехом.

Конечно, в театре ей в профессиональном плане повезло гораздо больше, чем в кино. На сцене она воплотила главные женские образы из пьес Чехова — и Аркадину, и Раневскую, и Елену Андреевну, и даже двух из трех сестер Прозоровых. В пьесе своего первого мужа, драматурга Михаила Шатрова, «Шестое июля» сыграла роль эсерки Марии Спиридоновой. Её последняя героиня — в спектакле Константина Богомолова «Мушкетеры. Сага. Часть первая» (вольная версия по мотивам Дюма) — была обозначена в программке как «Королева Ирина Петровна». Помню, я тогда написал в соцсетях, что, вероятно, впервые Мирошниченко произносила со святых подмостков слово «говно».

Сцена из спектакля «Мушкетеры. Сага. Часть первая», премьера 2015 года
Сцена из спектакля «Мушкетеры. Сага. Часть первая», премьера 2015 года

Одну из своих знаковых ролей Мирошниченко сыграла в знаменитом спектакле «Соло для часов с боем» (1973). Конечно, в этой истории на первом плане были старики, на них — Яншина, Грибова, Станицына, Прудкина и Андровскую — и ставилась пьеса современного словацкого драматурга Освальда Заградника. Ирина играла роль второго плана — Дашу, невесту внука главного героя. И она точно знала своё место. И если на поклонах ей дарили цветы, то всегда с волнением оглядывалась: есть ли букеты у Ольги Николаевны Андровской, примадонны этого зрелища?

 Сцена из спектакля «Соло для часов с боем»
Сцена из спектакля «Соло для часов с боем»

Она навсегда запомнила уроки, полученные на репетициях «Соло...» от старших коллег: «Душу надо тренировать, готовить к спектаклю. Мы играем душой, эмоциями, частично — телом, глазами, мыслями, ассоциациями. Это все из области духа. Душа должна быть все время в активном состоянии, в состоянии открытости... Душа — она бессмертна, она навсегда».