Найти в Дзене
А давай на «ты»?

Про границы и «казнить нельзя помиловать»

Давай втащим ей? – энергично разминаясь крикнула Ляля. И с надеждой добавила, – Ну пожалуйста!

Дилемма, подумала я. 

С одной стороны, я взрослый человек, мудрая женщина (мне приятно так думать, не переубеждайте меня), жена, мать, юрист и еще куча всяких там важных статусов и регалий.

А с другой стороны, давайте по-честному, эта мадам на том конце интернета меня откровенно выбесила. Еще пять минут назад она была для меня абсолютно неизвестным персонажем, и я бы искренне желала, чтобы она им и оставалась. 

Но произошло непоправимое. И вот я уже несколько минут безуспешно пытаюсь поймать свое эмоциональное равновесие, грациозно раскачиваясь из стороны в сторону на ниточке адекватности над бурной рекой, которую в народе принято называть Стерва или по-модному нынче Токсично-неэкологичная. Так сказать, пытаюсь не сорваться вниз, чтобы в момент не потерять лицо перед всеми своими статусами и регалиями. И действительно не втащить. Хоть и виртуально.

И вся эта трагедия из-за, казалось бы, пустяка – кто, скажите мне, просил ее давать непрошеные советы? 

Я без задней мысли поделилась в соцсети не самыми приятными впечатлениями от ситуации, чисто по-женски рассказала всему свету, разделила проблему с сотней слушателей, сжала ее до песчинки и ликвидировала. Потратила минуту, скинула груз с плеч и пошла дальше.

Если меня читает мужской пол, то на этом месте я бы советовала начать записывать. Все нижесказанное касается больше взаимодействий Женщина-Женщина (поскольку именно женские непрошеные советы действуют на нас как красная тряпка на быка), но с нами, женщинами, никогда и ни в чем нельзя быть полностью уверенными, так что лучше быть в курсе. Вангую, что фразу «Предупрежден, значит вооружен» придумал только-что-отхвативший-люлей-мужчина, который однажды что-то там не записал…

Итак, к делу.

Если даму что-то напрягает, то самый логичный следующий шаг среднестатистической женщины – звонок подруге. Далее следует красочное описание ситуации со встречными возгласами «да ты что! А она что? Обалдеть!». После этого дамы совместно возмущаются, параллельно придумывая непригодные к повторению и чаще всего недостойные ничьих посторонних ушей синонимы к сложившейся ситуации. Долго смеются и засим счастливые расходятся, довольные беседой и своей мудростью: ноль сломанных носов и три новых неприличных слова в копилку словарного запаса. 

Для женщины важно подсветить и отпустить. Легкость, мудрость, гибкость – да как вам угодно, суть одна. И эта цепочка прощания с ситуацией как бы предполагает, что ничего глубже: «Вот уж воистину – shit happens. Дорогая, все будет хорошо! Иди обниму!», – собеседник не предложит. Сознательно не предложит, прошу заметить! Потому что первый закон неписанного Кодекса женских правил гласит: «Не умничай, когда у тебя не спрашивали совета. Поддакивай и поддерживай. Не будь овцой, в конце концов. Будь умнее!». 

Да, именно так и гласит. 

Прямо с «овцой».

И по этой причине особенно бесит, когда какая-то дама, на которую априори по половому признаку возлагалась роль мудрой нимфы, вдруг начинает давать советы. Я просила? Я не просила. Кто-то просил? Узнайте там, в конце очереди, кто просил?

В девяноста процентов случаев никто не просил. Обычно все вопросы и просьбы так или иначе сопровождаются словами-маркерами типа «помогите» и другими синонимами, чтобы прямо в лоб и уже ни у кого сомнения не возникло – тут явный запрос на выезд бригады советчиков.

Это послание однозначно и понятно.

Если такие слова-маркеры обнаружены не были, то все, не стоит рисковать. Потому что второй закон неписанного Кодекса женских правил четко закрепляет: «Если сомневаешься, спрашивали ли у тебя мнения, не лезь, сойдешь за мудрого человека». 

Это значит, что если совет нужен, то просьбу повторят. А до этого момента – обнимаем, поддерживаем, за бутылочкой полусухого бегаем. 

Кстати, это был третий закон.

Вляпываться в чужие границы – дело очень неблагодарное. И опасное.

Когда во мне просыпается всезнающая Бабуля, и у меня начинает чесаться язык от желания срочно научить кого-то уму-разуму, я сразу представляю себе примерно следующую картину.

Вот живу я такая в своем домике, обнесенном заборчиком, кофе на террасе попиваю, в даль мечтательно смотрю – сказка!

Вдруг, глядь! В калитку кто-то ломится. Некто: пол, имя, возраст – неважно. И настырно так ломится, как будто звали его. Ручку у калитки не нашел, звонок тоже, но не успокоился – полез через забор. Пока лез, забор сломал, да еще и в клумбу с цветами вместе с ним упал.

Встал с любимых роз, отряхнул с себя тигровые лилии, вытащил из волос мох – да, тот самый, редкий и посему еле найденный, а потом по цене крыла самолета с боем оторванный в питомнике, огляделся – меня с чашечкой кофе увидел и рванул по только что посаженному газону, который сейчас ни в коем случае топтать нельзя.

Подошел, конфеты мои вкусные в рот закинул и, чавкая, говорит:

Хозяйка, я чего сказать то хотел. Лилии твои расти в такой почве не будут, ей другая нужна. Я только не помню какая, но это я дома посмотрю, попозже еще зайду. А то я иду по дороге, смотрю через забор, а тут такое безобразие. Думаю, надо дело доброе сделать, надо сказать хозяйке обязательно. Сдохнут же.

В этот момент у меня в голове может быть только один вопрос: «Кто? Сдохнет кто?». И ответы на него у меня с «доброжелателем» явно различаются.

После такой красочной визуализации желание причинять добро отпадает сразу, потому что учительство-учительством, но растоптанные лилии действуют даже на Бабулю. 

Это все прекрасно, но у нас вопрос на повестке горит: в итоге, мы ей втащим? – Ляля умеет одной фразой спустить меня по сословной лестнице от леди к гопнику. – И этому заодно, который наши конфеты сожрал.

Советоваться с Бабулей бессмысленно, она в трауре по лилиям. И это при том, что она еще не успела отгоревать по стоимости мха, как случилась новая трагедия. Так что у нее двойной траур, а это значит, что совет будет максимально кровожадным и необъективным.

Придется вытаскивать Богиню с ее облачком из ванильных грез.

Милая, давай по порядку. Когда кто-то непрошенный вламывается в твое личное пространство, ты злишься. Эмоции – это внутренняя сигнализация на внешнее посягательство. Следующий шаг – защита, и она осуществляется уже из рационального. Я вижу эту опасность, я трезво оцениваю ее размеры, я могу защитить свои границы. И тут важно не увлечься эмоциями, а спросить себя: насколько сильна опасность? Мимо пролетела муха, и сработал сигнал тревоги, или на пороге стоит вооруженный грабитель? Стоит ли сейчас втыкать копье в обидчика, или же достаточно просто заметить эту попытку вторжения и дать понять об этом нарушителю?

Так сказать, поймать муху и указать ей на дорогу в противоположном направлении. Не буду уточнять в каком и сколько в нем букв. 

В целом, и с мухой можно бороться за свои границы, впору даже воспользоваться тапком, и с победой вернуться домой. Главное не стать в этот момент тем некто, кто через забор вломился, чтобы научить муху жизни: где летать, как летать, на кого жужжать…

Именно, – удовлетворено покачала головой Агата, – важно, чтобы реакция была адекватна стимулу, ее породившему. В таких вопросах агрессия моментально делает агрессора проигравшим. Помни, дорогая, что защита – это, прежде всего, поставить щит перед своими границами, но не нарушить чужие.

Конечно, эти размышления касаются нарушений вербальных границ, тут не затрагивается тема телесных посягательств и серьезных ситуаций, требующих совсем иных реакций.

Но в случае с советчиками получается, что чаще всего ответа: «Спасибо, я разберусь», – будет достаточно. Можно, конечно, добавить еще что-то из правила про «овцу». Но это не точно, подумала я, поймав взгляд Богини. Кажется, гопник во мне еще не совсем трансформировался в леди.

Да ладно, милая, расслабься. С такими уникумами, как наш некто с лилиями, я бы пересмотрела это правило, – подмигнула Агата и поспешно ретировалась в сладкие грезы.

Настоящая женщина, восхищенно подумала я, откладывая в сторону копье. 

Кажется, Ляля сегодня опять осталась без приключений.