Найти в Дзене
Больше Строй

Нет причин тянуть: Россия в ближайшее время может приступить к строительству Северного широтного хода

Оглавление

Проект СШХ — один из больных вопросов России. Арктический железнодорожный коридор пытались проложить ещё при Сталине. А воз и ныне там: спустя 70 лет магистраль так и не построили. Несмотря на то, что о проекте в последнее время довольно часто вспоминают, дальше разговоров дело не идёт. Почему так происходит? И есть ли объективные причины откладывать строительство?

Материал создан при поддержке 76m2

Самое время проложить ход

Новая магистраль, если кто не помнит, должна связать Северную железную дорогу со Свердловской. В результате появится участок между Салехардом и Надымом, протяженность которого составит свыше 700 км.

-2

Перспективы открываются без преувеличения колоссальные. Это и расширение транспортной системы на Севере, и стимул осваивать месторождения Восточной Сибири, и толчок к развитию самой Арктической зоны, и наконец, разгрузка Восточного полигона. СШХ — одно из важных звеньев в цепочке положительных изменений.

-3

Неслучайно о проекте вспомнили ещё 20 лет назад (в 2003 г.). Позже (2008 г.) СШХ включили в «Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 г.» Всё указывало на то, что дороге быть. Весной 2021 г. президент призвал начать строительство, а в августе министр экономического развития Максим Решетников отметил, что средства на СШХ есть в ФНБ (Фонд национального благосостояния России).

-4

Расставить приоритеты

Казалось бы, причин откладывать больше не было. В 2022 г. актуальность проекта возросла многократно. Арктический коридор в условиях экономической блокады становится одной из приоритетных задач, о чём весной напомнил президент. Тем не менее дальнейшая судьба СШХ оставалась непростой.

-5

Осенью начались подготовительные работы на участке Надым – Пангоды, однако спустя месяц вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что проект сворачивается. По его словам, все силы бросили на строительство Восточного полигона.

Ситуация, мягко говоря, странная. Нет, безусловно, есть задачи первостепенные, которые невозможно игнорировать, особенно на фоне международной напряжённости. Но разве это повод сворачивать другой, не менее важный проект? Допустимо ли в принципе ставить СШХ на одну чашу весов, а Восточный полигон — на другую?

Президент Путин о СШХ, апрель 2022 г. Источник: РИА Новости
Президент Путин о СШХ, апрель 2022 г. Источник: РИА Новости

Тем более что в перспективе новая магистраль на севере должна разгрузить восточные. Всё это звенья единой транспортной системы, которая пока что сильно далека от совершенства. На расширение Восточного полигона уходят годы и десятилетия, сейчас говорят о пропускной способности к 2032 г. — в планах выйти на 255 млн т. И что, все эти годы откладывать строительство СШХ?

-7

Реальная проблема и вариант решения

Камнем преткновения, как сообщают СМИ, остаётся нехватка финансов. Сейчас стоимость оценивается в 650 млрд рублей. Это почти как три Крымских моста. Только протяжённость СШХ многократно больше (700 км против 19 км), а технических сложностей никто не отменял: работы в суровых климатических условиях всегда дорогие. Один из ключевых участков — мост через Обь — обойдётся в 150 млрд рублей.

И пока Минтранс ищет источники финансирования, стоимость проекта растёт. В июне говорили о переносе строительства на 2027 г., в июле речь шла о 2025 г. Как будет на самом деле, до сих пор неясно.

-8

При этом нельзя сказать, что денег совсем нет, они есть. Поступления в бюджет по-прежнему идут. Причём иногда сверх плана. Так, в июле СМИ сообщили, что российские суды взыскали с чиновников 250 млрд рублей. Между прочим, это результат антикоррупционных проверок лишь за 2022 г. То есть за год нашлось и на мост через Обь, и ещё километров на 70 ж/д пути.

Дело за малым — парочка таких новостей, и вопрос финансирования СШХ решится. Россия прямо сейчас может приступить к строительству. Как считаете, проект стоит того, чтобы на него потратить изъятые у госслужащих миллиарды? Или строительство лучше снова отложить?

-9

Читайте также:

Россия коренным образом меняет стратегию: стартовало масштабное обновление морского торгового флота
Больше Строй!20 июля 2023