Издавна северо-западные пригороды Москвы, окрестности Химкинского парка, включая парк Покровское-Стрешнево, использовались москвичами как место проведения досуга. Здесь также обустраивали разного рода лечебницы, чему способствовали природные условия — наличие рек и сосновых лесов.
Еще последняя владелица усадьбы Покровское-Стрешнево — княгиня Е. П. Шаховская-Глебова-Стрешнева — организовала на дачах при усадьбе летний оздоровительный лагерь для девочек. После революции на дачах поселка Покровское-Стрешнево (район современных улиц Авиационной, Пехотной, Академика Курчатова) сложился целый комплекс учреждений — санаториев, детдомов и тому подобных, называвшийся Детским городком имени М. И. Калинина.
От самого поселка не осталось и следа, а на его месте выросли медицинские комплексы — Центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В. И. Шумакова, Центр крови Федерального медико-биологического агентства, Всероссийский центр медицины катастроф «Защита», Центральный клинический госпиталь ФСБ России. Совсем рядом — 52-я городская больница, роддом, детские сады… До сих пор здесь не по-городскому тихо, нет привычной суеты — кажется, будто время тормозится уцелевшей аурой тех лет, когда вся эта сторона — Стрешнево, Щукино и далее до Серебряного Бора — представляла собой огромную и очень популярную санаторно-курортную зону.
Привлекает внимание и стоящий на противоположной от усадьбы стороне шоссе «теремок» — так называемый особняк Зегера, построенный в 1904–1906 годах по проекту архитектора В. Д. Адамовича. Незадолго до революции в особняке открылась частная психиатрическая клиника, позже ставшая 12-й городской. В самой усадьбе до недавнего времени находился санаторий компании «Аэрофлот», вокруг сейчас разместились клинические больницы гражданской авиации и РЖД, лечебно-реабилитационный центр.
В соседнем Иванькове в конце 1910-х — начале 1920-х годов на базе дачи «Чайка» (названной так по причине популярности ее у актеров и деятелей Художественного театра) был организован одноименный санаторий. Еще имелся санаторий имени В. В. Воровского, другие оздоровительные учреждения…
Все сказанное в общем-то известно. Менее известными остаются факты, изложенные ниже.
* * *
В 1922 году в номере от 5 декабря под заголовком «Новый курорт» газета «Известия» писала:
«На днях в Центральной научной комиссии по изучению курортного дела при отделе лечебных местностей Наркомздрава под председательством профессора М. П. Кончаловского было заслушано сообщение врачей А. Л. Горелова и А. П. Бычкова об открытой ими в парке б. имения Шаховской возле станции Покровское-Стрешнево Белорусско-Балтийской железной дороги железистого источника и об устройстве в связи с этим открытием санаторно-курортного городка.
В результате обмена мнениями выяснилось, что парк представляет собою одну из наиболее здоровых и живописных местностей под Москвой, уже давно привлекавшую к себе внимание таких медицинских авторитетов, как проф. Эрисман и Захарьин. Вновь открытый источник содержит двууглекислой закиси железа вчетверо больше, чем Смирновский источник Железноводска. В парке, кроме того, имеются обширные залежи торфяно-илистой грязи с превалирующим содержанием железа и с удельным весом, близко подходящим к удельному весу грязей лиманов Одессы.
Комиссия постановила признать поднятый докладчиками вопрос достойным серьезного внимания.
Для проверки данных доклада и для дальнейших работ по обследованию минеральной воды, грязи и других лечебных факторов выделена подкомиссия в составе директора бальнеологического института д-ра Александрова, профессора химии Московского университета Спицына и инженера-геолога Стукачева».
Тему продолжила публикация «Железистый источник в имении Покровское-Стрешнево» на страницах журнала «Курортное дело» (июньский номер за 1923 год):
«В совещании при отделе лечебных местностей при участии д-ра Мальцева и доктора Майзель от Мосздравотдела, проф. Сергеева от Гл. управления горной промышленности, инженера Стукачева, проф. Гуревича (клиника при ЦНК) и Багашева (ЦНК) врачи Горелов и Бычков, открывшие источник и производившие работы по обследованию его на средства, отпущенные Мосздравотделом на предварительные работы, сообщили о результатах обследования источника, начатого еще 1 ½ года назад. По данным исследования в Московском санитарном институте воды и грязи, оказалось, что вода источника содержит <…> двууглекислой закиси железа <…> в 2 ½ раза больше, чем в Смирновском источнике Железноводска; грязь по удельному весу одинакова с грязями Одесских лиманов, а по составу идентична с грязями Липецкого курорта.
Инженер Стукачев привел данные геологического обследования: источник — аналог Дарьинскому, дебит небольшой и непостоянен. Содержание железа выше, чем в Липецке. <…> Д-р Майзель сообщил, что для дальнейшего обследования источника Мосздравотделом отпущено 10 000 руб. <…> Нужны хорошие геологические обследования, а прежде всего бурение.
После прений, в которых приняли участие Тезяков, Фельдман, Белиловский, Хрисанфов, Багашев, проф. Гуревич и д-р Мальцев, по предложению председателя Тезякова постановили: признать исследовательский период источника в Покровском-Стрешневе незаконченным и считать целесообразным производство дальнейших исследовательских работ, финансирование которых принято на себя Мосздравотделом; до окончания исследовательского периода не предпринимать никаких мероприятий практических по исследованию источника».
6 августа 1924 года газета «Правда» в заметке «Подмосковная грязелечебница» сообщала:
«На днях состоялось открытие грязелечебницы при санатории “Лебедь”. Около двух лет тому назад в районе села Иванькова <…> в долине речки Химки были обнаружены целебные радиоактивные грязи. Химический анализ показал, что по составу подмосковные грязи приближаются главным образом к Старо-Русским, отчасти к Липецким и должны обладать довольно значительными целебными свойствами. В настоящее время приступлено к клиническому испытанию грязей. Текущим летом грязелечебница предназначается главным образом для ревматиков, подагриков, невротиков (воспаление нерва).
В том же районе обнаружен и минеральный железистый источник, относительно которого работа еще не вполне закончена».
Дальнейшая судьба этого предприятия пока не прояснена. Вероятно, дело заглохло из-за строительства канала Москва — Волга и заполнения Химкинского водохранилища, в результате чего железистые источники попросту исчезли.
* * *
Во время сооружения Химкинского водохранилища (1932–1936) в долине речки Химки планировалось устроить парк культуры и отдыха, наподобие нынешнего парка Горького. В рамках реализации Генерального плана реконструкции Москвы (1935) было предписано «привести в полный порядок с планировкой и благоустройством» целый ряд городских парков, включая «парк Покровское-Стрешнево с расширением его и включением в его состав Химкинского водохранилища». Авторы проекта — архитекторы М. П. Коржев и Г. И. Кашкарев, дендролог А. А. Лохвицкий, инженер М. М. Явич и другие. Ведущую роль в коллективе играл один из виднейших мастеров ландшафтной архитектуры Михаил Петрович Коржев (1897–1986). В 1936 году в журнале «Строительство Москвы» появилось несколько его публикаций с изложением сути проекта. Отмечалось, в частности, что прокладка канала Москва — Волга является предпосылкой к созданию уникального произведения паркового искусства — Гидропарка. Этому способствовали живописный рельеф с большими перепадами высот, наличие столетнего соснового бора, прудов, речки Химки, наконец, водохранилища.
«Парк и его архитектура должны будут показать содержание и значение нашей борьбы с природой и победу над последней, имея примером тому сам канал». Символом «побежденной природы» здесь выступало прежде всего водохранилище, огромная масса вод которого удерживалась над долиной Химки рукотворной преградой. В архивах сохранилось авторское объяснение смысловой концепции парка:
«План тематического построения партера.
1 группа “ЧТО”.
Тема — бунтующая стихия воды, ей противопоставляется
2 группа “КТО”.
Тема — люди канала — победители стихии — социалист. строители. От нее едва отделима
3 группа “КОМУ” (цель), т. к. люди от цели неотделимы.
Тема: — “Республики, области Союза”, подтема — “Пять морей”.
Завершает
4 группа “КАК” (соц. отношение к природе).
Тема: “Праздник организованной и обогащенной природы-воды”.
18-го окт. [19]35 г.».
Территорию парка предполагалось организовать как место прогулок и отдыха, сохранив девственный лес, создав гроты-беседки, а также сформировав целую систему водоемов — от «задумчивых» прудов и тихих лесных озер (естественное состояние водной стихии) до грозных водопадов. Пруды авторы проекта намеревались заселить водными животными.
Общая картина представлялась в следующем виде. От двух основных входов в парк — с Волоколамского и Ленинградского шоссе — аллеи подводят к искусственному лесному озеру, из которого ручеек устремляется по искусственному каналу в направлении Химки так, чтобы сила воды по мере приближения к оврагу нарастала, порождая перекаты и водопады. Еще один поток идет со стороны водохранилища, где у плотины находится водяной партер — главная часть Гидропарка. В долине Химки устроен широкий бассейн-канал, в русле которого огромные массы воды, движущиеся под мощным естественным напором, принимают самые разнообразные состояния — от зеркальных поверхностей «покоренной стихии» до бурных «групповых» фонтанов, взметающих свои струи на высоту до 30 метров. Это — «симфония воды»: ключевой образ реализуемого замысла. Наиболее значительные фонтаны на правом берегу «изображают героический момент на строительстве канала». Противоположный торец партера оформляет полукольцо сложных струйных фонтанов с переходными мостиками. В нижней части долины взору ошеломленного зрителя предстает центральное сооружение парка — грандиозный фонтан в виде «водяного павильона», «стены» которого, освещенные в темное время суток, затейливо переливаются всеми цветами радуги. «Павильон» окружают бассейны — череда спускающихся по склонам долины ступеней-террас. У основания плотины перекинут арочный мост, представляющий собой висячий сад, устроены поперечные дорожки через партер с возможностью гулять около фонтанов и даже заходить внутрь «павильона». Берега канала украшены цветочными коврами, откосы плотины — цветниками «в виде лозунгов и герба СССР». На склонах — скульптурные изображения героев строительства канала Москва — Волга, на правом берегу — ряд павильонов, Музей канала, на левом — Зеленый театр, читальни и культбазы, при главных входах — детские городки.
Южную часть Химкинского водохранилища предстояло оформить как просторную бухту — зону активного отдыха. Здесь намечали соорудить лодочную и катерную пристани, «между каналом и плотиной» устроить водноспортивные станции, насыпать два острова — для ресторана и открытой эстрады. Еще один рукотворный остров планировалось создать близ западного берега водохранилища — с детскими пляжем, клубом, площадками для игр. Не забыли, конечно, и об аттракционах. Добавим, что на базе санаториев «Чайка» и «Осиное гнездо» в 1930-х годах собирались организовать общемосковский однодневный дом отдыха.
Этот проект оставался в силе и после войны, что нашло отражение на страницах книги Ф. Я. Нестерука «Гидротехническое прошлое великого города» (М., 1947): «Химкинский парк (слывущий у планировщиков под именем “Московского Петергофа”) займет особое место среди парков столицы. Значительная разность (32 м) в уровнях воды в Химкинском водохранилище и земли позволяет создать в парке грандиозные водяные эффекты».