Найти тему

Дорогой резерв

Вышла колонка в "Известиях" о том, что значит для рынка отказ США от покупки 6 млн баррелей нефти для стратегического запаса. Или скорее о том, почему администрация действующего президента Соединённых Штатов не захотела позориться второй раз за год.

Администрация президента США отозвала предложение о покупке 6 млн баррелей нефти для Стратегического нефтяного резерва (SPR), прервав тем самым неторопливую серию тендеров, которые должны были восполнить часть распроданных в 2021–2023 годах государственных запасов. Причина банальна: топливо подорожало.

В конце 2021-го руководство Соединенных Штатов столкнулось с недовольством широкой общественности, которая возмущалась резким ростом цены моторного топлива. С точки зрения простого американца ситуация на тот момент выглядела следующим образом: при Трампе бензин подешевел до 60 центов за 1 л, а при Байдене — подорожал до $1 за 1 л.

В действительности ни тот ни другой президент не имели никакого отношения к этим изменениям. В Штатах, по данным Управления энергетической информации при минэнерго США, порядка 50% розничной цены бензина — это цена нефти, из которой он производится. Еще около четверти — расходы на переработку. Очевидно, что в 2020 году, когда черное золото устанавливало ценовые антирекорды, моторное топливо априори стоило бы дешевле, чем в 2021-м, когда мировой нефтяной рынок шел на поправку. Но широкую общественность такие тонкости волновали мало.

Тем временем шла борьба перед промежуточными выборами, поэтому действующему руководству в Вашингтоне нельзя было не реагировать. Отреагировало оно странно, если не сказать избыточно: решено было распродать 50 млн баррелей из Стратегического нефтяного резерва, по 1 млн в день. Это никак не могло повлиять на рынок. И это никак на рынок не повлияло. Зато президент США мог смело заявить, что он постарался.

Затем пришел февраль 2022 года, когда на фоне СВО обострилась политическая напряженность между РФ и США. Вашингтон стал сыпать угрозами и вводить санкции против российской нефтегазовой отрасли, обещая обрушить добычу черного золота и экспорт из нашей страны. Угрозы были настолько убедительными, что мировой рынок охватила паника. Попытки его успокоить, пообещав, что российскую нефть скоро заместят поставки из Саудовской Аравии и ОАЭ, желаемого эффекта не возымели. Кроме того, и Саудовская Аравия, и ОАЭ отнеслись к такого рода доводам с легким изумлением, так как они никого замещать на мировом рынке не собирались.

В итоге, глядя на неудержимо растущие цены, Вашингтону пришлось объявить о распродаже дополнительных 180 млн баррелей из SPR. Учитывая, что ее планировалось завершить к ноябрю, в самих Соединенных Штатах не было сомнений, что президент страны открыл стратегическую нефтяную кубышку только для того, чтобы его партия получила больше голосов. Соответствующие вопросы даже задавались в ходе пресс-конференций. Поэтому администрация Байдена решила продлить распродажу до декабря 2022 года. Видимо, это должно было снять подозрения в нечистоплотном использовании стратегических резервов.

В ходе распродаж к началу 2023-го Стратегический нефтяной резерв усох с примерно 617 млн до 371,6 млн баррелей. Вашингтон попытался провести закупку по $70 за баррель в январе. Об этом было объявлено на самом высоком уровне. Американских производителей призывали к сознательности. Но желающих продавать черное золото по ценам ниже рынка не нашлось.

Новые попытки пополнить SPR были предприняты в конце весны и летом. Американские власти провели два тендера, на которых в сумме удалось привлечь порядка 6,2 млн баррелей. Половину этого объема, купленную по $73 за баррель, производители должны были поставить в августе, а остальное (по $72 за баррель) — в сентябре.

Далее США намеревались продолжать неспешные покупки по 3 млн баррелей каждый месяц до конца года. Правда, к концу июля объем Стратегического резерва еще снизился — до 346,76 млн баррелей. То есть без громких объявлений об интервенциях Вашингтон с начала года вбросил на мировой рынок около 25 млн баррелей из госрезерва.

Контракты, заключенные к настоящему моменту, не покрывают даже трети того объема, который был распродан в 2023-м. А ведь всего за время распродаж, которые должны были снизить цены на мировом рынке, резервы сократились примерно на 270 млн баррелей.

Иными словами, даже в случае если бы Вашингтон продолжил восполнять распроданное намеченными темпами, к концу года он бы смог пополнить SPR примерно на 30 млн баррелей. Но эти низкие темпы были вполне объяснимы: слишком большие объемы закупок могли бы привести к существенному повышению мирового спроса над предложением и, как следствие, к росту цен.

Тем временем усилия России, Саудовской Аравии и других стран ОПЕК+ начали давать свои плоды. Участники соглашения договорились сократить добычу, чтобы снять избыточное предложение, которое давило на цены. Котировки в пределах $70–75 за баррель были неадекватны потребностям отрасли. Оптимальная цена сейчас должна быть в коридоре от $80 до $95. Именно она обеспечит не только экономически оправданные поставки для удовлетворения текущего спроса, но и воспроизводство запасов, а также удовлетворение перспективных потребностей. То есть мало добыть нефть, нужно еще вложить деньги в разведку новых запасов, чтобы не возник дефицит в будущем.

ОПЕК+, конечно же, с большим сочувствием относится к прошлым попыткам администрации Байдена влиять на рынок с помощью интервенций, а также к политической борьбе в Соединенных Штатах, в угоду которой действующее руководство страны ставило под угрозу стабильность мировой нефтяной отрасли. Но нефти должно поступать на рынок столько, сколько ее могут потребить.

читать дальше

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц