С апреля месяца на моем канале не выходили материалы, связанные с исследованием космического пространства. По-моему, настало время закончить эту затянувшуюся паузу. Тем более, что начавшийся месяц август обещает нам интересные события (если большинство из них все-таки произойдут). Конкретно меня больше всего волнует возможная "лунная гонка" (при условии, что АМС "Луна-25" стартует 11 августа 2023 года) между Индией и Россией. В связи с этим я хочу рассказать о другой "лунной гонке", проходившей на заре космонавтики, а именно: попыткам СССР и США достичь Луны в конце 50-х годов ХХ века. Я не утверждаю, что это была настоящая гонка, просто развитие событий происходило именно, как гонка. И вообще, в статье не будет вольных фантазий автора и переписывания сомнительной информации из Интернета. Только проверенные факты, только вызывающие доверие источники.
А началось все с объявления отрезка времени с июля 1957 года по декабрь 1958 года Международным геофизическим годом, в ходе которого предполагалось не только запустить несколько искусственных спутников Земли, но и отправить космический аппарат к Луне. Почти никто не сомневался, что в обоих случаях это будет американский спутник.
Но, как говориться, что-то пошло не так. 4 октября 1957 года в Советском Союзе запустили первый искусственный спутник Земли.
Неудивительно, что американцы захотели взять реванш, отправив первыми аппарат к Луне (здесь отчетливо напрашиваются параллели со второй "космической гонкой" 60-х годов). Этим аппаратом, первым аппаратом, отправленным к другому небесному телу, должен был стать аппарат программы "Пионер", запущенный 17 августа 1958 года. Аппарат должен был выйти на орбиту Луны (!) и был оборудован телевизионной камерой, магнитометром и датчиком микрометеоритов. Запуск аппарата окончился неудачей: на второй минуте полета взорвалась первая ступень ракеты-носителя Тор-Эйбл, поэтому название аппарату так и не было присвоено (обычно его обозначают, как "Пионер-0").
В тот же день, 17 августа 1958 года Нила Х. Макэлрой, министр обороны США сказал: "Согласно американскому образу жизни, как об успехе, так и о неудаче сообщается откровенно везде и всегда, когда это возможно. Общественные интересы превыше всего. Это резко контрастирует с некоторыми другими странами, где сообщается только об успехах, оставляя бесчисленные неудачи скрытыми навсегда..." (Газета "(Нью-Йорк Таймс" 18 августа 1958 года).
Камешек в наш огород, и вполне заслуженный. Так что же в это время было у нас?
Из книги Б.Е. Черток "Ракеты и люди":
Келдыш взял на себя контроль за всей расчетно-теоретической
частью лунных проектов. Он хотел попасть в Луну, может быть,
больше Королева, тем более, что исследования по дороге к Луне
велись с помощью аппаратуры и методик ученых академии.
Не мы, а Келдыш впервые предложил несколько проектов для автоматических лунных аппаратов. Первый имел шифр Е-1 — прямое попадание в Луну. Второй, Е-2, — облет Луны для фотографирования обратной невидимой стороны. Третий, Е-3, самый экзотический, — доставка на Луну и подрыв на ее поверхности атомной бомбы — был предложен академиком Зельдовичем. Е-4 куда-то провалился в нашей
номенклатуре. Е-5 был проектом для фотографирования с большим
разрешением, чем Е-2. Наконец, проект Е-6, венец всей нашей лунной
деятельности, предусматривал не позднее 1964 года мягкую посадку и
передачу на Землю панорамы лунного ландшафта.
Для достижения Луны для ракеты Р-7 была разработана третья ступень, которая была названа блок "Е". А все вместе - ракета-носитель "Восток-Л" (8К72).
Первая в СССР попытка пуска автоматической межпланетной станции к Луне (Е-1 № 1) была осуществлена 23 сентября 1958 года. В программу полёта входило достижение станцией поверхности Луны, а также запуск облака светящегося натрия (искусственной кометы), видимой с Земли и используемой для уточнения орбиты. Из-за аварии ракеты-носителя АМС была утеряна. Советские СМИ ничего не сообщили о неудачном запуске.
Вскоре, 11 октября 1958 года последовал старт аппарата "Пионер-1", аналогичного "Пионеру-0". Вначале казалось, что старт прошел успешно, и газеты захлебывались от хвалебных комментариев.
Вскоре газеты стали сообщать, что ракета сходит с заданного курса.
Наши газеты тоже написали о старте американской лунной ракеты, указав, что она отклоняется от заданной траектории.
Как потом стало известно, досрочно прекратила свою работу вторая ступень лунной ракеты, и она, описав гигантский эллипс, направилась обратно к Земле.
И. наконец, финал этой миссии:
В эти же дни, 12 октября 1958 года, в Советском Союзе тоже был произведен запуск лунной ракеты со станцией Е-1 №2. Хотя эта станция стартовала с Земли позже, чем КА "Пионер-1", она должна была попасть на Луну раньше. Но запуск опять оказался неудачным. Через 104 секунды после старта возник продольный резонанс внутри ракеты-носителя.
Из книги Б.Е. Черток "Ракеты и люди":
23 сентября и 12 октября 1958 года были проведены первые пуски
ракет Р-7 в лунном варианте. Оба пуска закончились однотипными
авариями — разрушением пакета на конечном участке полета первой
ступени.
Подобного вида аварии наблюдались впервые. Никаких
производственных дефектов, конструкторских ошибок или
«разгильдяйства» испытателей при подготовке ракет первый анализ не обнаружил. Возникли подозрения о непознанном принципиальном
недостатке пакетной схемы. История поисков первопричины этих
аварий очень поучительна.
Круг поисков замыкался в контуре: конструкция ракеты —
пульсации давления кислорода на входе в насосы — пульсации тяги
двигателей боковых блоков. В этом замкнутом контуре могут
возникать расходящиеся по амплитуде колебания, если собственная
частота, определяемая свойствами конструкции ракеты, совпадает с
частотой пульсаций давления в камере сгорания. При этом деформации конструкции и, прежде всего, топливных трубопроводов
на входе в насосы двигателей приводят к разрушению, за которым
следует пожар, и взрыв.
Здесь следовало бы остановить летные испытания, перейти к
тщательному изучению обнаруженных явлений. Но мы были подобны
азартным игрокам. Ставки большие, но выигрыш тоже велик —
прямое попадание земного предмета в Луну. Впервые в мире! Никому,
и больше всего Королеву и Келдышу, не хотелось останавливаться для
глубоких длительных исследований и экспериментов.
После первых докладов предложенной версии в узком кругу были
придуманы профилактические мероприятия, не приводящие к отмене
следующего пуска по Луне. На двигателях первой ступени, начиная с
85-й секунды, снижалась тяга. Это уменьшало нагрузки на все
элементы конструкции. Заподозрили, что система синхронизации
опорожнения баков может вносить возмущения в процесс подачи
кислорода в насосы. Для страховки решили на этом же участке ее
выключать, а заодно выключать и систему РКС. Для труб кислородных
магистралей боковых блоков придумали и быстро изготовили
дополнительные крепления в надежде увеличить жесткость и тем
самым повысить собственную частоту. Была надежда, что эта
доработка выведет трубопроводы из возможной зоны резонанса.
Эти мероприятия были доложены на Госкомиссии, которая, скрепя
сердце, дала добро на следующий пуск.
Второй пуск по Луне 12 октября по картине катастрофического
разрушения был подобен предыдущему. Анализ телеметрических
записей показал неэффективность мероприятий. Теперь уже никто из
специалистов, разбиравшихся в процессах возникновения
разрушительных колебаний, не сомневался в достоверности
первоначальной версии разрушения.
Тем временем США произвели третий запуск аппарата к Луне - 8 ноября 1958 года в космос отправился "Пионер-2".
А это реакция нашей прессы:
4 декабря 1958 года был совершен очередной запуск в Советском Союзе - станция Е-1 №3. И снова неудача, на этот раз не с первой, а со второй ступенью ракетоносителя. Сообщения в печати, как вы уже наверно догадались, не было.
Из книги Б.Е. Черток "Ракеты и люди":
О первых двух я подробно писал выше. Это были «резонансные»
разрушения ракет на участке полета первой ступени. После установки демпферов в кислородные магистрали и подтверждения
эффективности этих доработок мы успели 4 декабря 1958 года сделать еще одну, третью, попытку пуска лунной ракеты. Авария произошла на участке второй ступени. Очередная аварийная комиссия установила с высокой степенью достоверности, что на 245-й секунде полета произошло разрушение редуктора-мультипликатора для привода насоса перекиси водорода. Впоследствии была установлена и точная причина: поломка шестерни мультипликатора в связи с нарушением в подаче смазки. Тяга двигателя уменьшилась в четыре раза, рулевые камеры теряли эффективность, ракета потеряла устойчивость и система АВД, после отклонения более семи градусов по углам, выключила двигатель.
А через день, 6 декабря 1958 года, был осуществлен старт лунной ракеты США - аппарат "Пионер-3" (облегченный вариант КА "Пионер" массой 6 кг.). Исследовать Луну, в этот раз предполагалось с пролетной траектории на расстоянии около 24000 километров.
Запуск опять неудачный, аппарат не достиг скорости убегания (совершил полет по суборбитальной траектории, достигнув высоты 102 тысяч километров), но при этом открыл второй радиационный пояс Земли.
Наши газеты тоже оперативно откликнулись на неудачу американцев:
После этой неудачи Вернер фон Браун заявил изданию "The Bend Bulletin", что Советы на пять лет опередили Соединенные Штаты в ракетной технике, а ученым США придется увеличить свой темп, чтобы нагнать их.
На этой неудаче закончились попытки достичь Луны в Международный геофизический год, который тоже закончился вместе с 1958 годом. Если СССР планировал попасть ракетой в Луну, то США старались вывести аппарат на орбиту вокруг Луны. Ни те, и не другие своих целей не достигли, однако американцы продвинулись в этом процессе немного дальше. Следует также отметить, что пуски американских ракет к Луне освещались очень подробно, как американской, так и советской прессой. О советских же неудачах не было никаких сообщений.
Впереди был 1959 год.
Продолжение следует
Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Автор очень ценит обратную связь с читателями.