Галина Уланова - великая балерина, которая редко улыбалась. Так говорила о ней её педагог, незабвенная Агриппина Ваганова. Последняя была жесткой, авторитарной, сильной и бескомпромиссной. Она запросто могла сказать своим ученицам, чтобы они наконец услышали ее и вынули вату из ушей. Не стеснялась в выражениях, была очень строга порой. Но именно Уланова, ставшая великой благодаря своему педагогу, в 1937 года выступила против нее. В те годы Ваганова была художественным руководителем театра им. Кирова, начиная с 1931 года.
Агриппина Ваганова сумела создать свою, уникальную систему обучения. В балете, как впрочем, и в других видах искусства, рутина играет ключевую роль. Все тренировочные занятия именно рутинны. Так вот, именно Ваганова смогла придать этой самой рутине силу, яркость и осмысленность, которых ей так не хватало ранее. Надо понимать, что именно система Вагановой дала толчок развитию нашего национального балета, именно ее ученицы были самыми потрясающими и сумевшими добиться невероятных высот.
Надо отметить, что когда Ваганова начала работать с Улановой, она не была от нее в восторге. Неулыбчивая и хмурая Галина не вызывала у педагога особых эмоций. Она говорила, что Уланова неприветлива, невыразительна и ничего из нее не выйдет. Но все же взялась за девушку, и с помощью своего педагогического таланта, своей уникальной методики и, конечно, феноменальной работоспособности Улановой, добилась потрясающих результатов.
Работать с Вагановой было тем еще удовольствием, она не лезла за словом в карман, была категорична, не принимала опозданий и промахов. Чтобы ей понравиться, нужно было быть идеальным и четко выполнять все ее требования. Это, конечно, удавалось далеко не всем.
Кстати, в 1934 году вышла ее книга под названием "Основы классического танца", она стала народной артисткой РСФСР, у нее была действительно роскошная карьера. Но исторические события тех лет были таковы, что начались аресты, и 5-й пункт работал отнюдь не на руку тем, кто служил в театре. Были арестованы Шапиро и Гринфельд, люди, работавшие в администрации тогдашней Мариинки. Ну и посыпались жалобы на всех остальных. В статьях речь шла о том, что основные партии даются тем, кто работает в театре давно, молодежь не получает главных ролей, ну и говорилось про Константина Сергеева и Галину Уланову, которые тогда составляли, пожалуй, лидерский тандем в театре.
В общем, в том самом, далеком 1937 году на производственном собрании театральной труппы поднялся вопрос о дальнейшей работе. И те самые ученицы, которых так долго поднимала Ваганова, выступили против своего педагога. Чего только не было сказано: и то, что не было четкого плана в репертуаре, и то, что артисты не были заняты в достаточном количестве спектаклей, и то, что Ваганова сразу не написала донос на администрацию театра. В общем, собрали все в кучу и уже в самом конце выступила Уланова, которая собрала все свои пожелания в одну фразу: "Я считаю, что нужен новый человек для нашего художественного руководства, который бы творчески руководил балетом".
Для Вагановой это был удар, такого она не ожидала ни от кого. Да и возраст в то время был у нее еще не критичен для преподавания. Всего лишь 58 лет. Она не хотела быть уволенной с позором и написала заявление по собственному желанию. К сожалению, это был не последний шаг со стороны ее учениц, который, видимо, долго таили зло на педагога за строгость и жесткость по отношению к ним.
В общем, затем в одной из самых знаковых газет того времени "Советское искусство" была выпущена статья, где снова начали "песочить" Ваганову. Жалоб и тут было не мало, писали про отсутствие ролей у главных танцоров, про вообще гнетущую и отнюдь не творческую обстановку в театре. И знаете, кто под всем этим подписался? Те балерины, которых именно Ваганова вывела на большую сцену. Ольга Иордан, Галина Уланова и Татьяна Вечеслова.
Однако Ваганова продолжила преподавание и проработала еще почти 20 лет. Ее не стало в 72 года, а потом родилась Академия русского балета им. А.Я. Вагановой. Все же ее имя было увековечено, несмотря на все перипетии, которые с ней происходили. И как вы думаете, кого Ваганова вспоминала уже ближе к концу жизни? Уланову! Да-да! Она назвала ее хрупкой и неземной. Несмотря ни на что!
Ваганова была великой женщиной, великой балериной, сумевшей простить тех, кто по сути предал её. Она не держала зла и довела свое дело до конца.
А вы знали об этой истории? Поделитесь в комментариях.
С вами школа танцев МАРТЭ