Найти тему
Еврейская жизнь

«Как евреи появились в России» Начинаем серию публикаций об истории евреев

Фрагмент картины Уильяма Холмана Ханта «Нахождение спасителя во храме», 1860 год. Бирмингемский музей и художественная галлерея/ Wikimedia Commons
Фрагмент картины Уильяма Холмана Ханта «Нахождение спасителя во храме», 1860 год. Бирмингемский музей и художественная галлерея/ Wikimedia Commons

Евреи появились на будущих российских территориях Причерноморья и Приазовья еще в I–II веках.

Первыми еврейскими поселенцами греческих колоний стали воины из Персии. Об этом свидетельствует надгробная плита захоронения воина-еврея на современном Таманском полуострове в Краснодарском крае, датируемая I веком. Через шесть веков евреи и вовсе стали доминирующим населением в регионе. Об этом пишет византийский историк Феофан:

«… в городе Фанагория и его окрестностях около живущих там евреев проживают также и многие другие племена».

Материальным подтверждением того, что в Фанагории существовала еврейская община, стала найденная в 2015 году в поселке Сенной в Краснодарском крае амфора конца IX — начала Х века. Надпись на аморфе профессор Еврейского университета в Иерусалиме Шауль Шакед идентифицировал как древнееврейскую. Сотрудник института археологии РАН Лариса Голофаст полагает, что надпись представляет собой знак кошерности содержащегося в амфоре продукта. Скорее всего, аморфа была привезена купцом-евреем, торговавшим в Фанагории, которая входила в Хазарское ханство.

-2

Вслед за еврейскими купцами — раданитами — в Хазарию пришли священники, под влиянием которых правитель хазар Булан и знать перешли в иудаизм. В 1117 году половцы разрушили Белую Вежу и вынудили хазар уйти на Русь. В их числе были и этнические евреи из Арабского халифата и Византии, проживавшие в Хазарском каганате. Еврейские топонимы в Киеве — Жидовский квартал, Жидовские ворота — стали следствием этих миграционных процессов.

Известное письменное окончательно недостоверное подтверждение того, что в X веке в Киеве действовала еврейская община — «Киевское письмо». Письмо на иврите с просьбой к евреям других городов пожертвовать денег для выкупа Яакова бен Ханнуки было найдено среди прочих манускриптов Каирской генизы. Интересно, что последнее слово письма написано на тюркском языке, предположительно, на хазарском.

-3

Киевские евреи перевели с иврита на древнерусский отрывки из книг Иосифа Флавия, апокрифы «исход Моисея», цикл легенд о Соломоне, «Слово Зоровавеля», книгу Даниэля и Свиток Эстер, а также книгу-хронику еврейской истории «Иосиппон». В житийной и полемической православной литературе упоминаются религиозные споры с иудеями, которые киевский клир вел вплоть до 1240 года.

Помимо Киева еврейские общины были в других городах Руси — Владимире-Волынском, Перемышле, Смоленске, Чернигове. Однако уже в XIII веке евреи Киевской Руси пострадали от татаро-монгольского нашествия, после чего в последующие 200 лет о них не было упоминаний на русских землях.