История успеха Елены Солоповой, генерального директора группы компаний ManagedCare и руководителя представительства «Маданес» в России и СНГ.
В российских вузах в самом разгаре прием документов на факультеты со специализацией академической иудаики.
Мы писали об учебных программах здесь. Если вы задумываетесь о поступлении на эту специальность, но не знаете, как она может быть применима после выпуска из вуза, то предлагаем вам познакомиться с историей Елены Солоповой, выпускницы Центра библеистики и иудаики РГГУ, сделавшей успешную карьеру в крупной международной компании.
Мы поговорили Еленой Солоповой, генеральным директором группы компаний ManagedCare и с 2014 года — руководителем представительства «Маданес» в России и СНГ. Елена — выпускница камерного и невероятно яркого учебного центра, ЦБИ РГГУ (современное название КТИБИ РГГУ). Выпускники центра реализовались в научной и просветительской сфере, работают в бизнес-структурах и некоммерческих организациях, развивают и укрепляют еврейскую общину России.
Вот несколько цитат из интервью с Еленой:
«Годы учебы однозначно закалили и сформировали характер. Научили не бояться большой и сложной работы».
«Мои навыки оказались полезными. Качество образования позволило развиться в компании до текущей должности».
«Иврит и идиш активно использую в работе».
«Мы много работаем с еврейской общиной в России и с нашими партнерами в Израиле. Знание языка и понимание культуры помогает находить общий язык и в бизнес-проектах».
«Часто знания в сфере иудаики оказываются полезными при общении с религиозными пациентами».
Полный текст интервью читайте ниже:
— Расскажите где вы сейчас работаете, чем занимаетесь, как называется ваша должность?
— С 2013 года я генеральный директор группы компаний ManagedCare и с 2014 года — руководитель представительства «Маданес» в России и СНГ.
Наша компания специализируется в медицинском страховании и конкретно — в организации лечения критических заболеваний. Прежде всего, онкологии. На данный момент мы — ведущий провайдер этого вида медицинского страхования в России и СНГ. С 2014 года мы организовали лечение и помощь для тысяч наших клиентов с тяжелыми заболеваниями.
— Какие знания, полученные в университете, вам действительно пригодились в карьере, на работе?
— Прежде всего умение анализировать источники данных и сами данные. Работать с большими объемами данных. И конечно, иврит и еврейская культура — так как наша компания российско-израильская, мы много работаем с еврейской общиной в России и с нашими партнерами в Израиле. Знание языка и понимание культуры помогает находить общий язык и в бизнес-проектах. Часто знания в сфере иудаики оказываются полезными при общении с религиозными пациентами.
— Как и когда вы попали в ЦБИ РГГУ? Почему решили поступать в центр со специализацией «иудаика»?
— Меня заинтересовал объем изучаемых предметов, возможность обучения на английском языке, возможности стажировок.
— Что тогда собой представлял ЦБИ, какая была атмосфера в центре, что вам больше всего запомнилось и полюбилось?
— Первый курс был непростым. Огромное количество абсолютно новых навыков и предметов. Но группа быстро сплотилась вокруг своих преподавателей из ЦБИ. Достаточно быстро сложились дружеские отношения с преподавателями. Запомнился нестандартный подход к подаче материала. Даже когда предметы давались непросто, учиться всегда было очень интересно.
Практически каждый год мы ставили пуримшпили. Сами писали сценарий, делали костюмы, режиссировали… Я неизменно была Мордехаем)))) На третий год на наши шпили приходили уже с разных факультетов, чтобы посмотреть.
— Что привлекало старших школьников и студентов в изучении иудаики, кем были ваши одногруппники, знаете ли вы что-то об их сегодняшней жизни?
— У всех были разные причины выбрать эту специальность. Показательно то, что если зачислено было 25 человек на первый курс, то завершало обучение всего 4–5 студентов в группе. Самые стойкие. Не могу сказать, что поддерживаю тесные контакты с выпускниками, но знаю, что все они добились значительных успехов в профессиональной и личной сфере.
— Какова была ваша главная мотивация изучать иудаику, были ли это академические стремления? Почему вас заинтересовала эта дисциплина, чем очаровала именно вас?
— До дня открытых дверей на факультете истории искусств и ЦБИ я ни разу не слышала о такой специальности. Но презентация директора центра Марка Куповецкого сразу заинтересовала. Был интересен объем преподававшихся предметов, обучение на английской языке, диплом американского вуза, возможность стажировок. Ну и сами преподаватели сразу понравились. На тот момент я выбирала между РГГУ и МГИМО. И презентация директора решила мой выбор. Не пожалела ни разу.
— Кто учил и как учили вас? Отличался ли подход от общепринятого в вузах того времени?
— Мария Каспина, Леонид Дрейер, Марк Куповецкий, Леонид Кацис, Саша Полян и многие другие… Большая часть обучения была с практикой. Чтение текстов, много творческой и исследовательской работы. Кроме того, все преподаватели и сами достаточно молодые, поэтому не ощущалось какого-то барьера между студентами и преподавателями. Иерархия — да, конечно. Но это всегда была дружеская и неформальная среда.
— Какие были сильные стороны, какие слабые в процессе обучения? Самые главные знания, которые вы получили в центре, и которые помогают вам в карьере?
— Наверное, единственным нареканием с точки зрения учебного процесса могу назвать только то, что изучение иврита мы начали с библейского и затем перешли на современный. Это оказалось сложнее с точки зрения изучения современного иврита. В остальном сочетание общефакультетских специальностей и наших предметов, конечно, стало основой достаточно обширного образования. Ключевые навыки, которые полезны и в текущей работе, — поиск источников данных, анализ данных, работа с большим объемом данных, умение сопоставлять разные источники для их верификации. Ну и, конечно, знание языков. Иврит и идиш активно использую в работе.
— Как развивалось международное сотрудничество? Где вы учились кроме России? Как все было устроено?
— Была практика в Украине (Черновцы), обучение в Польше (Краков), стажировка в Иерусалиме в Еврейском университете. Помимо этого, примерно половину предметов вели преподаватели из США и Израиля, других стран.
— Как относились к студентам из России, изучавшим иудаику в Израиле? Как вас принимали?
— Никакого отличительного обращения мы не ощущали. Я училась в Еврейском университете в Иерусалиме в 2009 году. Тогда сам город был менее пригоден для иностранных студентов. Главной проблемой было найти подходящую еду. Но сегодня это уже воспринимается как анекдот.
— Как вы выбирали свой путь после окончания университета, почему не пошли в мир академических знаний, как пришли к своей сегодняшней должности?
— Счастливое стечение обстоятельств привело меня на работу в израильскую компанию в сфере страхования и медицины. Мои навыки оказались полезными, ну а дальше качество образования позволило развиться в компании до текущей должности.
— Влияет ли ваш университетский бэкграунд на то, как вас воспринимают люди: друзья, коллеги, бизнес-партнеры?
— Да, однозначно. Чаще всего моя специализация вызывает изумление. Мало кто знает, что такое библеистика и иудаика.
— Сталкивались ли вы с антисемитизмом? И если да, то как на него реагировали?
— К счастью, только в шуточной форме. Наша группа всегда была на высоком счету у преподавателей на факультете, и это не всем нравилось. Кроме того, мы умудрились отменить себе занятия по субботам из-за Шаббата. Что тоже некоторых раздражало. Но все всегда было исключительно в юмористическом ключе.
— Есть ли у вас жизненное кредо, которое вы почерпнули в еврейской культуре и традиции, то, что помогает вам не сдаваться и идти вперед?
— Сложно сказать. Я все таки не работаю в академической сфере. Но мне кажется, что годы учебы однозначно закалили и сформировали характер. Научили не бояться большой и сложной работы. Не зря выпускалось на нашей специальности всего 4 человека из 25 поступивших изначально.
— Есть ли у вас еще какое-то образование, кроме полученного в РГГУ? Чему нужно учиться, где и как, чтобы стать успешным? Считаете ли, что на ваш личный успех повлияло еврейское образование?
— Любое образование, направленное на развитие кругозора, эрудиции и коммуникационных навыков, необходимо для успеха. Для меня еврейское образование стало полезным и в практическом применении (иврит, знание религии и культуры). Но прежде всего то, что изучать еврейское искусство и историю невозможно в отрыве от истории и культуры России и Европы, это обязывает тебя расширять свои знания и в этом направлении. И значит, территориальные границы для дальнейшей деятельности условны.
— Поддерживаете ли вы связь с еврейским миром, если да, то как?
— Я работаю в еврейской компании, работаю с еврейской общиной России и представителями бизнеса.
— Советы для тех, кто думает подавать документы на бакалавриат и магистратуру, изучать иудаику. Кому стоит это делать, кому точно не стоит?
— Эта специальность однозначно не для тех, кто хочет получить «бумажку». Обучение будет непростым, но точно нестандартным и интересным. Объем навыков и знаний, которые оно дает, будет полезным в любой сфере деятельности, даже если вы решите не продолжать в академической сфере. Потому что, с одной стороны, это образование обеспечивает приличный багаж знаний и общую эрудицию, с другой стороны, учит инструментам навигации в мире информации и источников информации. Сегодня это важно как никогда.