Найти тему

Кто виноват и что делать: «базовые» и «не базовые» психологи

Оглавление

Автор

Уважаемые коллеги! Написать эту статью меня подвигла опубликованная в «Психологической газете» от 26.07.2023 г. статья Михаила Михайловича Решетникова«Ответ на обращение А.Б. Балунова к практическим психологам». Убежден, что поднята актуальнейшая и резонансная проблема, затрагивающая большое количество психологов, имеющих отношение к медицинской психологии.

Прежде всего, хочу сказать, что я полностью разделяю мнение автора статьи по поводу того, что происходит в Минздраве РФ. Опишу ситуацию, которая наиболее ярко отражает всю абсурдность принятого этим ведомством приказа за №541н от 23 июля 2010 г. и «грядущего» за ним еще более жесткого приказа за №206н, регистрационный №73677, от 01 июня 2023 г., который лишает права работы огромное количество медицинских психологов, имеющих многолетний стаж работы по медицинской психологии. Психологов, прошедших все ступени соответствующей переподготовки и повышения квалификации, но не имеющих базового психологического образования, как теперь вдруг требует этот приказ.

Итак, приведу пример еще более поразительной ситуации, чем та, которую описывает Михаил Михайлович. Речь идет о медицинском психологе, работающем в области судебно-психологической экспертизы. Коротко: человек имеет высшее педагогическое образование, двухгодичную переподготовку (1500 ак.ч.) по практической психологии с последующей двухлетней переподготовкой в медицинском университете по клинической психологии (1700 ак.ч.) и, вдобавок к этому, защитивший кандидатскую диссертацию по психологии (шифр специальности: 19.00.01. — общая психология, психология личности, история психологии; диплом ВАК РФ). В течение последних 20 лет регулярно подтверждает высшую категорию (в госмедуниверситете) и уже в пятый раз, начиная с 2007 г., проходит повышение квалификации в НИМЦ ПМ им. Сербского (144 ч. по программе «Медицинская и судебная психология»). За 26 лет своей профессиональной деятельности не имеет ни одного замечания от руководства, только благодарности за профессионализм. И при этом НЕ ПРОХОДИТ АККРЕДИТАЦИЮ, со ссылкой на пресловутый приказ №541н от 23 июля 2010 г. о несоответствии его образования этому приказу!

Возникает, прямо скажем, абсурдная ситуация: человек, имеющий диплом бакалавра, подходит для работы медицинским психологом, а со степенью кандидата наук — нет! Хорошо известно, что бакалавриат (образование тождественное, по сути, в СССР — среднему специальному образованию) это — первая, начальная ступень профессионального образования, где первые два года изучаются общие дисциплины, не связанные со специализацией. Фактически специализация дается за два последующих года. Поэтому двухлетняя переподготовка на базе высшего образования, которая имеется у подавляющего большинства ныне работающих и попавших в опалу медицинских психологов, ничем существенным не отличается от бакалавриата (разве только тем, что эти психологи, в отличие от выпускников бакалавриата, имеют огромный профессиональный опыт!).

Магистратура — это следующая ступень специалитета. Еще более высокой степенью профессиональной подготовки является защита кандидатской диссертации (магистерская степень, в отличие от кандидатской степени, не требует подготовки диссертации и присваивается на основе магистерской работы).

В связи с этим, не является ли странным тот факт, что с образованием бакалавра и последующей переподготовкой по медицинской психологии можно работать медицинским психологом, а с двухлетней переподготовкой по практической психологии, да еще при наличии ученой степени кандидата психологических наук (также с последующей переподготовкой по медицинской психологии) — нельзя?! Нелепость ситуации состоит также в том, что человек с ученой степенью кандидата психологических наук, при соответствующем стаже работы в области клинической психологии, имеет право преподавать тем же самым бакалаврам, обучающимся на медицинского психолога, такие дисциплины, как «Клиническая психология», «Патопсихология» и пр., а работать медицинским психологом права не имеет!

От чиновников Минздрава РФ хотелось бы получить ответы на следующие вопросы, касающиеся этого приказа, в частности:

  • почему вообще в приказе не указаны лица, работающие в области медицины и имеющие ученые степени по психологии, подтвержденные ВАК РФ (пусть таких людей и не так много, но они есть!), а упоминаются только бакалавры и магистры?
  • не находит ли руководитель этого ведомства, что данный приказ вступает в противоречие с известным юридическим положением — «приказ не имеет обратной силы»?

Хорошо известно, что до 1985 г. в СССР выпускали психологов всего лишь несколько столичных вузов, и именно нехваткой практических психологов была вызвана «к жизни» государственная программа двухлетней переподготовки специалистов гуманитарного профиля (чаще всего, естественно, педагогов) в психологов. На каком основании этот приказ отменяет это образование? В этом плане справедливы вопросы М.М. Решетникова: «…откуда появилось это деление психологов на «базовых» и «не-базовых»? Гражданин РФ, на законном основании получивший второе высшее образование и новую специальность в результате профессиональной переподготовки, почему-то оценивается как некий неполноценный. На каком основании? Если кто-то знает, подскажите: в каком законе РФ это определено? На экономистов и юристов это положение тоже распространяется?» Уверен, что и многим другим хотелось бы получить ответы на эти вопросы от соответствующих компетентных органов!

Самое интересное, что все обращения в данное министерство остаются практически без ответа (структура ФАЦ вообще не отвечает ни на один электронный запрос), а запрос, посланный почтой РФ в Департамент по работе с обращениями граждан, пришел с той же самой ссылкой на указанный выше закон. Подписан он был А.В. Ан, заместителем директора департамента, который предупредил, что все обращения следует посылать на электронный адрес министерства. Но, именно запросы, посланные на этот электронный адрес, остаются без ответов! Прямо все, как у Ф. Кафки в его произведении «Замок»!

Возможно, руководитель Минздрава РФ считает, что этот приказ позволяет повысить качество работы медицинских психологов? Отнюдь, такой формализм в его применении лишает большое число грамотных и опытных специалистов работы, не только оставляя пустыми рабочие места, но и разрушая жизнь уволенных психологов. Найти же новых специалистов (тем более с опытом работы) просто невозможно!

Кстати, насколько поспешно и бездумно была введена реализация этого закона, можно судить по тому факту, что программа электронной подачи документов через личный кабинет медработника вообще не доработана — там в принципе отсутствует специальность «Медицинский психолог»! А документы предлагают отправлять на «Медицинскую биохимию»?! Запрос в ФАЦ на эту тему был полностью проигнорирован! Похоже, что медицинские психологи для Минздрава — это сплошная «головная боль».

Скорее всего, чиновники этого ведомства торопились отрапортовать Президенту В.В. Путину о «качественном повышении психологической помощи»? Мне все это напоминает прошлую кампанию по «оптимизации медицинской помощи населению», результаты которой общество «расхлебывает» до сих пор!

Очевидно, из деликатности, Михаил Михайлович не стал до конца расшифровывать свой тезис о том, что: «…создавать сейчас, на фоне дефицита кадров, ограничительные рогатки, причем в нарушение законов РФ о переподготовке кадров, — это не просто ошибка или недобросовестная конкуренция, для этого следовало бы применить иные оценки». Я бы назвал это прямо — скрытым чиновничьим саботажем, особенно в наше время!

В заключение хотелось бы дать совет всем психологам, пострадавшим от этого произвола, — не молчите! Если Минздрав РФ «набрал в рот воды» и не желает давать ответы по существу на обращения, то есть еще и такие ведомства, как суды и прокуратура. Кстати, сообщество психологов также могло бы помочь решить эту серьезную проблему, хотя бы задействовав свой юридический аппарат, напрямую обратиться в Правительство РФ с просьбой проверить законность этого приказа. В противном случае все это останется «гласом вопиющего в пустыне», чего, я уверен, не хотели бы многие психологи, работающие в сфере медицины.

Прыгин Геннадий Самуилович

профессор, доктор психологических наук. Профессор кафедры педагогики и психологии им. З.Т. Шарафутдинова Набережночелнинского государственного педагогического университета. Профессор кафедры социально-гуманитарных наук Набережночелнинского института (филиала) Казанского федерального университета.
Набережные Челны

-2