Это вид на дальнюю восточную экседру в Северной галерее. Все своды раньше были покрыты золотой мозаикой с декоративными элементами и религиозными фигурами. Все это было уничтожено в конце 19 века.
В дальнем левом углу находится арочный проход. Отсюда открывается вид на апсиду. Первоначально он был облицован гигантской мозаикой с изображением Архангела Михаила. Сегодня сохранились только кончики его крыльев и часть обуви, которые были утрачены одновременно с мозаикой в сводах.
Северная галерея очень ярко освещена, потому что здесь сбоку от церкви мало строений. Справа вы можете увидеть обесцвеченную крашеную штукатурку, которая заменяет отсутствующую облицовку из проконнесского мрамора. Коридор ведет к Западной галерее.
Первоначально верхние галереи предназначались для женщин, но в более поздние времена они были открыты для всех, за исключением особых случаев, таких как коронации императоров. Между колоннами были повешены прозрачные шелковые занавеси, чтобы защитить мужчин в нефе от соблазнительных красот женщин.
Все вставали во время службы и ходили по кругу.
Эти мраморные булыжники очень скользкие, когда они влажные. Византийцы использовали паланкин для подъема императрицы на галерею.
В начале 18 века шведский инженер по имени Корнелиус Лоос путешествовал с королем Швеции Карлом во время его войн с Петром Великим. Карл и большое количество его приближенных проиграли войну и бежали в Турцию, где они были гостями султана. Во время своего пребывания в Стамбуле Лоос сделал много рисунков того, что он видел, включая собор Святой Софии. Он сделал удивительный набор рисунков Собора Святой Софии, которые документируют все утраченные мозаики.
Этот рисунок Северной галереи смотрит на восток. Вы можете видеть, что своды покрыты фигурами, декоративными и ковровыми узорами. Фигурная мозаика на стенах была закрашена. Все это было утрачено в конце 19 века.
Крупный план этого рисунка показывает нам куполообразный свод с мозаикой, изображающей крещение Христа. Вы можете видеть маленьких ангелов, сопровождающих Христа у реки.
Зеленые колонны собора Святой Софии сделаны из античного мрамора Верде, который добывали недалеко от Лариссы в Фессалии, Греция. Колонны в аркадах и экседрах разного размера 15 и 14 футов. Они были изготовлены для строительства собора Святой Софии в 6 веке. В то время Verde Antique был очень популярен в качестве строительного материала, а также использовался для облицовки и церковного убранства, такого как алтарные ширмы и амбосы.
На картинке выше вы можете видеть парапет из белого мрамора. На одном из них находится надпись-граффити 14 века на древнерусском языке "Это написал Безнег Алекоса. Я убил двух человек".
Оригинальные кресты были вырезаны, а повреждения были покрыты белой краской, чтобы попытаться скрыть их. Посмотрите на Проконнесский пол; он оригинальный, и на нем видны значительные повреждения и износ за 1400 лет дорожного движения.
Проконнесские колонны, подобные этим, могут иметь действительно красивую окантовку. Все капители колонн вырезаны из одного мрамора, а основания - из цельного куска. Вся окончательная резьба была выполнена на месте. Яркий свет в галереях облегчал работу резчиков. Во время строительства и завершения строительства собора Святой Софии мир погрузился в великую тьму из-за извержения исландского вулкана в 536 году, которое продолжалось 18 месяцев. В течение этого периода времени было всего три часа дневного света, и декораторам мозаики и резчикам приходилось работать в ужасных сумерках, что приводило к неправильностям и ошибкам, которые не были видны в темноте.
Это извержение вызвало ужасный голод и способствовало возникновению великой чумы, которая унесла жизни по меньшей мере трети населения.