Найти тему

"Кризис европейских наук"

Диалектика - умение правильно рассуждать, мыслить(аподиктическое суждение). Закон мышления-логическое рассуждение. Понятие выражает сущность, а сущность определима в понятии, а "понимание" сущностью зависит от полноты знаний и нравственного состояния личности. Вера сверхразумна, так как основывает свое познание на откровении Священного Писания, в котором открывает Себя Сам Бог, а полнота всех знаний в Боге. СВОЮ Сущность для Себя Богу не надо раскрывать, поэтому о существовании Бога, человек открывает в себе самом, а разум человека помогает проанализировать и доказать филосовски, через логическое рассуждение. Фома называет это : "5 путей познания", то есть сами доказательства имеют разную доказательную форму (общая схема, в зависимости от времени научного познания).

Гуссерль, считает, что существуют"две установки сознания" - естественная и феномено- логическая. Если мысль не материальная, то и основа (источник возникновения) её не материален, то есть имеет свойство (атрибут) богоподобия. Так же как и материя, - мы её не можем видеть, познать, так как понятие "первоматерия" не имеет категории, вида, родо-видового определения. Первоматерия безформенна, так как "она безвидна и пуста"(Библия), поэтому она полностью не познаваема. Мы видим вещи, сущности: форму вещей. Объективный Разум вне пространства - времени, и не зависит от нашего пространства и принадлежит вечности. Разум человека (как чистое сознание)

- это свойство нематериальной души, которая проявляет себя как явление в пространстве - времени, но в полноте разумно-рассудочной деятельности, которое тождественно свойству конкретной личности. Оставаясь феноменологом, Гуссерль в работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» несколько по-другому смотрит на те же предметы, которые он описывал в более ранних трудах. Главная проблема, которую он ставит в этой работе, написана в 1930-х гг., Главная идея-это проблема кризиса наук. Наука теперь сводится исключительно к познанию природы и в принципе исключает вопросы, которые для человека являются наиболее жгучими,

наиболее существенными и важными. Это вопросы о смысле или бессмысленности человеческого существования. Именно в этом Гуссерль видит причину и основание кризиса европейских наук: все более углубляясь и развиваясь, науки забывают то, ради чего они, собственно, возникали. В Античности, Средневековье и Новое время науки возникали ради решения насущных

человеческих проблем. Поэтому, как утверждает Гуссерль, нужно вновь вернуться к философским основаниям науки и показать те корни, из которых она растет. "Современные проблемы и исследование жизненного мира можно вывести понимание и науки, и философии, и того кризиса, в котором оказывается современная наука, отошедшая от своих истоков, от понимания жизненного мира". В науке обесцениваются истины донаучной и вненаучной жизни, наука превратилась только в технику. Она отчуждается от религии и от философии, а философия в свою очередь погрязает в скептицизме и релятивизме или, что еще хуже, погружается в различные оккультные мистические течения, совершенно бессмысленные как с точки зрения рационалистической философии, так и с точки зрения науки. Поэтому сама ФИЛОСОФИЯ ТЕРЯЕТ также свой МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ характер, становится

ПРОБЛЕМАТИЧНОЙ. "Кризис науки означает кризис не только науки, но и всего разума человечества. Именно КРИЗИС РАЗУМА ЛЕЖИТ в ОСНОВЕ КРИЗИСА НАУКИ и ФИЛОСОФИИ". Поэтому Гуссерль и возвращается к анализу жизненного мира. Гуссерль приходит фактически к тем же выводам, к которым

пришел в свое время Плотин, рассуждая о том, являются ли все души одной Душой, как индивидуальная душа соотносится со всеми душами и с Мировой Душой, как все они входят в Ум и т. д.

Гуссерль не случайно называл Платона первым научным философом, и в течение своей жизни проделал тот же путь, который платонизм проделал за тысячу лет своего развития. Естественно, Гуссерль в первую очередь решал задачи чисто научные, поэтому

религиозного акцента, присущего философии Плотина, Гуссерль не ставил. Выводы, к которым пришел Гуссерль, напрашивались и

раньше, ибо проблема субъективности, которая могла привести к солипсизму, была заложена у Гуссерля с самого начала. Сознание человека способствует обобщению многообразия всех полученных результатов из внешней среды. Мышление и бытие тождественны. Душа тоже видит(познает) объекты не имеющие частей (не материальные), - духовные. Гуссерль говорит о методе идеации - это интуитивно-созерцательная процедура, называемая также "усмотрение сущности предмета", отвлекаясь от всех индуктивных и дедуктивных процедур. Сознание интуитивно созерцая "единичный предмет', "идеирует", - необходимо понимать (мысленно). Пример : мысль без человека не существует. Гурсель считал, что интуитивно-созерцательная процедура гарантирует познанию целостности Объективной реальности. Идеация или усмотрение Сущего, имеет важное значение в виде посредника между феноменологической и эмпирической науками. Идеация предпосылается эмпирическим наукам с целью прояснения их собственных оснований и преодаления отчужденности от Сущности. Поэтому идеация наряду с феноменологической редукцией является основной формой трансцендентального исследования. "Поэтому ум (как разум души) есть и бытие, и мышление одновременно. Тот же самый ход предлагает и ГЕГЕЛЬ. У ПЛОТИНА рассудок и разум оказываются разведенными по РАЗНЫМ ИПОСТАСЯМ. Ум (разум души) существует на уровне вечности, и ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ в нем СОЕДИНЯЮТСЯ (дух, нематериальный субстрат), поскольку они соединяются в вечности, а рассудок наш действует на уровне души, где действует время, и поэтому ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ разъединяются" (свойство материи, нематериальный субстрат). Субстрат - "это основа общности или сходства однородных явлений, условием бытия (существования) и ни одно (из них) не может существовать отдельно" (представление о Субстанции). «Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в Субстанции как составляющее ее сущность, – пишет Спиноза. – Под модусом я разумею состояние Субстанции, иными словами, то, что существует в другом и представляется через это другое» («Этика», часть I, определения 4 и 5). Следовательно, модус у Спинозы это какое-либо существо, рассматриваемое как модификация Единой Субстанции в виде данного атрибута. Модус, - это способ или свойство бытия, а также его модификация, не затрагивающая его сущности (в отличие от атрибута). То есть если человек умеет мыслить, то это свойство необходимо искать в мыслящем Разуме Бога, а не в "окружающей действительности" (цит. по : В. П. Лега).