Найти тему

Что такое стоимость кандидата на кадровом рынке?

Лето это время, когда можно с наибольшей выгодой продать свои профессиональные навыки. Лето —​ время сложное для рекрутеров, ибо мало кто из кандидатов​ всерьез настроен работу менять: впереди отпуск, который хорошо бы отгулять, прежде чем срываться в неизвестность. Зато количество людей,​ мониторящих свою стоимость на рынке, возрастает в разы. Приятно же уйти в отпуск с осознанием своей высокой стоимости на кадровом рынке. А уж потом, по возвращении, имеет смысл подумать реально о смене места работы. Если уж текущий начальник не одумается и не проиндексирует зарплату. Итак, что же такое —​ стоимость кандидата на кадровом рынке?​
Кадровый рынок можно условно поделить на два лагеря: внешний и внутренний. Что я имею в виду? Внешний рынок —​ это вся конкурентная среда, все компании, которые потенциально могут стать новым местом работы для вас. Другими словами, у них​ есть у них есть соответствующие вакансии, функционал (и деньги на зарплату). Причем, компании могут быть вам совершенно не знакомы, ведь это не обязательно прямой конкурент, может, просто организация, где такой специалист, как вы, может быть востребован тоже. Рынок внутренний —​ это другое. Это те компании, где знают вас лично —​ по рекомендациям либо по связям в общем бизнес-пространстве, словом, это все те люди, которые увидя ваше обновленное резюме, говорят —​ О, Иванов в поиске, надо брать!​
Как ни прискорбно осознавать, но для внешнего рынка первым основным критерием оценки являются не ваши деловые качества и успехи (об этом просто еще никто не знает), а красота вашего резюме. Внешний работодатель видит компании, в которых вы работали, ваш стаж работы в каждой из них, описанные в резюме компетенции и достижения —​ и принимает решение позвать вас на очную встречу и познакомиться поближе. Для внутреннего работодателя, наоборот, ваше резюме не имеет никакого значения, он и так наслышан о том, что вы из себя представляете и что можете дать его компании.​
И вот здесь встречается драматическое противоречие: по-настоящему ценный сотрудник может иметь очень слабое резюме и наоборот —​ бестолковый лентяй​ может похвастаться блестящим послужным списком. И это драма. Потому что первому трудно пробиться на внешнем рынке, а второй завалит работодателю новый проект и не моргнет глазом. Почему так происходит? Да по-разному. Первый мог никогда не заморачиваться каким-то там резюме и просто работать, не покладая рук, на одном месте работы. Вырасти, стать блестящим специалистом или руководителем, но иметь, к примеру, не профильное образование. Научиться профессии по ходу дела, особенно лет двадцать назад, было привычным сценарием, сейчас, в век профстандартов, такой номер уже не пройдет, и как бы опытен ни был специалист, непрофильное образование сильно понизит рейтинг резюме. Также резюме может быть «рваным», если с работой долго не везло: специалист выходил на новое место работы —​ и не считал возможным там оставаться, например, из-за задержек зарплаты. Даже один короткий трудовой промежуток придется комментировать новому работодателю, а если их несколько подряд? Вот-вот. Человек, более удачливый в поисках работы, знает, что бывают периоды, когда надо «работать на резюме». Попав в крутую компанию, такой, даже будучи слабым специалистом, найдет способ усидеть на своем месте. Отсидится пару лет —​ и получит красивую строчку в резюме. Эту строчку потом можно будет продать подороже —​ и снова выйти в крутую компанию. Так потихоньку и складывается судьба.​
Казалось бы, какое дело хорошему сотруднику до какого-то там резюме? Его и так многие знают, и предложения обязательно придут по знакомству. Да и​ вообще была бы шея, а хомут, как известно, найдется. Это, конечно, верно. Но реальность неумолима: во-первых,​ деловые связи рано или поздно заканчиваются, а во-вторых, как бы ни ценил вас работодатель, он прекрасно знает суровую истину: настоящую ценность кандидата определяет именно внешний рынок. То есть насколько ваше резюме востребовано на внешнем рынке, столько амбиций и взбрыкиваний вы можете себя позволить. К сожалению, это так, даже если это не говорится вслух.​
Поэтому работа на резюме обязательно должна присутствовать в вашей жизни, каким бы блестящим специалистом вы ни были. Ну так, на всякий случай, чтобы каждый из ваших начальников оставался в тонусе по отношению к вам.​
отношению к вам.​
Проверить свою стоимость на внешнем рынке легко —​ достаточно разместить резюме на работных сайтах и походить по собеседованиям. Оценить воронку входящих звонков и реально полученных предложений. Разумеется, оценить предлагаемую зарплату. Ну а уж потом думать, что с этой информацией делать —​ менять ли работу или припереть к стенке текущего начальника.​
Или уйти в отпуск с реальным пониманием собственной значимости, а поиском работы заняться осенью.​
Или плюнуть на все и работать как работается. Открою старую истину: работа в любом случае найдется для всех.​ Да-да, была бы шея...​