Милица Васильевна Нечкина (1899-1985) училась и работала в Казанском университете, изучала историю, писала стихи, когда за окнами бушевала Октябрьская революция и шла Гражданская война. Жителей Казани мучили голод и холод. В самый ответственный период жизни девушку подвело здоровье. Но, несмотря ни на что, она продолжала работать над собой. Сегодня мы хотим рассказать её историю и поделиться страницами из дневника, который она вела в Казани.
Милица Васильевна родилась 12 (25) февраля 1899 года в семье инспектора ремесленного училища города Нежина. В 17 лет она закончила с золотой медалью Ксенинскую гимназию в Казани. Девушка проявляла успехи в математике, но в университет поступила на историко-филологический факультет.
Шёл 1917 г. В Российской империи уже два года девушки могли получать высшее образование наравне со студентами-мужчинами. Но это касалось только медицинского и юридического факультетов. Милица подала заявление на имя ректора с просьбой принять её на исторический факультет в качестве вольнослушательницы. Она хотела учиться, пускай даже в итоге диплом ей и не полагался. Для зачисления в ряды студентов пришлось сдать дополнительный экзамен на аттестат зрелости, который включал в себя латынь и физику. А тем временем случился Октябрьский переворот.
Из дневника М.В.Нечкиной. 25 октября 1917 года:
Я пишу, а в мою комнату доносится гром пушек. Они грохочат близко, близко, в кухню уже попала пуля, около дома человеку оторвало ногу, а в стену коммерческого училища попал снаряд и большая красная рана на светлом фоне. Я сижу и учу физику.
Экзамен Милица успешно выдержала. Первые лекции проходили в нетопленных холодных аудиториях. Никто не мог сказать, как долго университет будет работать. Никто не знал, что будет с городом. Народная армия КОМУЧа и Красная армия сражались на подступах к Казани.
Из дневника М.В.Нечкиной.7 мая 1918 года:
Наука - все. Она может заменить и любовь, и личное счастье и семью. Она вознесет на такие вершины, на такую высоту, «что тонет в ней весь мрак земной и все печали и все сиянье радости земной». Она - жизнь, она высшая любовь.
Напряженная подготовка к экзаменам, посещение занятий и переживания привели к обострению болезни. У Милицы был туберкулёз позвоночника – серьёзное заболевание костей. Из-за него она испытывала ужасные боли в спине. На протяжении нескольких лет она вынуждена была носить специальный корсет, а иногда просто не могла выйти из дома.
Из дневника М.В. Нечкиной. 22 января 1921 года:
Муки приходят на рассвете. Все начинается легким раздражающим щекотанием под ребрами, внизу грудей. Потом в конце ребер, спереди, начинают ввинчиваться огромные, крутящиеся вихры. Потом колючий пояс стягивает сильней и сильней. Боль схватывает под ребрами и распространяется, вибрируя. Иногда отпускает, потом хватает снова. Играет, как кошка с мышью. И, главное, это совершенно вне понимание, вне воли. Вы можете кричать, плакать, ворочаться, ложиться на спину, на грудь, ложиться на пол, она будет слабее, когда захочет, и станет сильнее, когда ей угодно, вне зависимости от ваших ухищрений. К восьми часам утра, приблизительно, она пропадает.
Свои первые исследования ещё в качестве студентки Милица Васильевна посвятила декабристам, а также марксистской историографии. Но кроме этого её интересовала культура древних славян, история и философия искусства, социология и новый в то время психоанализ. Её близким другом был студент Александр Романович Лурия (1902-1977), один из основателей российской нейропсихологии. Он создал в Казани научный кружок, члены которого занимались научными исследованиями, выступали с публичными лекциями о психологии и социологии. Сам Лурия вёл переписку с основателей психоанализа, немецким врачом Зигмундом Фрейдом.
Важной частью городской жизни Казани после революции были поэтические вечера. Их посещали и простые рабочие, и университетские профессора, и советские чиновники. Милица Васильевна выступала на таких вечерах с докладами о новой поэзии и читала собственные стихи. Она не побоялась отправить свои тексты в Санкт-Петербург к тем самым «поэтам серебряного века» и даже получила ответ.
Из дневника М.В. Нечкиной. Ночь 30 июня 1921 года:
Сейчас сижу за письмами. Я пошлю письма с Вовой - Брюсову, Мише Кузьмину (мамин знакомый), Анне Ахматовой, К.Чуковскому, проф.Карсавйну и Вик. Шкловскому.
14 июля 1921 года:
Я схожу с ума от счастья и от веры в людей. Кузмин прислал мне последнюю книгу стихов: «Казанской вещунье Милице Васильевне Нечкиной с братским приветом М.Кузмин». Оба мне пишут о стихах... Ну, я не нахожу слов «Талант... живое дарование... современная техника, большое поэтическое и духовное содержание, большой внутренний запас, свои слова и ритмы. Талант по существу глубоко женский, вещий, жалящий и волнующий, почти пророческий...»
Михаил Алексеевич Кузмин (1872-1936) был одним из самых знаменитых поэтов эпохи. Скандалист и мастер свободного стиля, он стал наставником для многих поэтов. Например, для Велимира Хлебникова. Оказал он влияние и на Анну Ахматову.
В дневнике Милица Васильевна приводит всего несколько своих стихотворений. Одно из них написано в 1920 г. Вероятно, что именно оно сыграло важную роль в жизни сразу нескольких казанцев.
Говорил мне, что я - похожа на чайку, Что, глядя на меня, вспоминает о весне, И что, когда он сидел в чрезвычайке, Я раз приходила к нему во сне. Дневные мысли тяжелые, больные, А в падающем сердце - перебои и толчки. Глаза у меня будто - теплые, большие, А в них - совсем золотые зрачки. И будто этот странный оттенок Был похож на золото освещенной листвы, А проснется - снова серые стены, Да где-то в коридоре шаги часовых. Ласковый. Просит не смеяться, а верить. Странные слова со смехом ловлю. А когда я за ним закрывала двери, Он четыре раза сказал «люблю».
Это стихотворение понравилось председателю татарского ЧК (чрезвычайного комитета по борьбе с контрреволюцией). У Милицы появились знакомые в силовых структурах. Благодаря этому она дважды спасала из заключения своих близких. В ноябре 1921 г. арестовали её отца. В 1922 г. – друга и лечащего врача, невропатолога Григория Трошина. Оба раза девушка обращалась за помощью к знакомым по поэтическим вечерам, и арестованных отпускали.
В 1920-х гг. Милица Васильевна Нечкина читала публичные лекции по истории Возрождения, выступала на заседаниях Пушкинского и Археологического обществ, проводила занятия в Политехническом институте. В Казанском университете она преподавала на рабочем факультете политическую экономию и историю литературы. Рабфак – это подготовительные курсы для рабочих и крестьян, которые только планировали поступить в университет. Работать там было сложно, т.к. аудитории были переполнены, уровень подготовки учеников был разный, учебные планы только создавались. Молодого способного преподавателя заметили. И в 1924 г. Милица отправилась в Москву, преподавать уже в Московском Государственном университете. Но это уже совсем другая история.
А узнать больше об истории университетской культуры XIX-XX вв. вы можете в социальных сетях и на сайте проекта «Университет во времени», над которым работают сотрудники Научной библиотеки Казанского федерального университета.
Страница «ВКонтакте»
Канал в Telegram
Автор текста: Иван Ротов