Найти в Дзене
Вдумчивый сибиряк

Что такое шринкфляция и как с ней хотят бороться в Госдуме

Оглавление

На полках могут появиться два ценника, благодаря которым покупатели смогут понять настоящую стоимость продукта. Эта мера направлена на борьбу с шринкфляцией.

ФОТО: PETROV SERGEY/GLOBALLOOKPRESS
ФОТО: PETROV SERGEY/GLOBALLOOKPRESS

На рассмотрение в Госдуму внесли законопроект, обязывающий торговые сети и магазины России указывать на ценниках стоимость товара не только за единицу, но и в пересчёте на эталонную меру веса или объёма.

Рассмотреть инициативу могут уже грядущей осенью, на октябрьской сессии. По словам автора законопроекта, вице-спикера Госдумы Бориса Чернышова, эта мера направлена на борьбу с так называемой "шринкфляцией".

Что такое шринкфляция?

Шринкфляцией (от англ. Shrink – уменьшать, сокращать) называют маркетинговый трюк, благодаря которому продавцам и производителям товаров удаётся поддерживать иллюзию стабильных цен. Достигается она путём сокращения реального объёма или веса продукта, при неизменности цены. К примеру, когда молоко начинают наливать по 950 мл, вместо литра. Подчеркнём, что речь именно о честном сокращении объёма, открыто указанном на упаковке, а не о случаях обвеса покупателя.

Одним из самых известных случаев шринкфляции в России можно назвать "девяток яиц", встреченный в одном из супермаркетов и быстро ставший интернет-мемом. Тем не менее, сегодня уже стали нормой упаковка крупы в 800-900 граммов, банка напитка в 450 мл и упаковка масла в 180 граммов вместо привычных 250.

"Проиграют лишь те, кто хочет обмануть"

Как пояснил ещё один депутат Госдумы, зампред комитета по бюджету и налогам Каплан Панеш, предложенный законопроект обяжет магазины указывать стоимость не только единицы товара, но и стоимость пропорционально весу и объёму. Это, по его мнению, повысит информированность покупателя и позволит лучше понять соотношение цены и качества товара.

Парламентарий подчеркнул, что сегодня некоторые торговые сети идут на такой шаг в добровольном порядке, а закон лишь распространит практику на всех участников рынка. Также он заявил, что негативную реакцию инициатива может вызвать разве что у производителей, которые пытаются хитрить с ценами, тогда как для добросовестных бизнесменов ничего не поменяется.

"Люди как покупали хлеб, молоко, мясо, макароны и другие продукты, так и продолжат вне зависимости от фасовки. Но потребители будут более осознанно выбирать торговую марку. Проиграют лишь те, кто хочет обмануть", — цитируют Панеша "Известия".

В свою очередь Борис Чернышев заявил, что если законопроект примут, то депутаты станут добиваться поправок в КоАП, чтобы обложить штрафами ритейлеров, которые не станут подчиняться новому правилу.

Придётся считать вручную

Инициативу депутатов далеко не все встретили позитивно, особенно среди участников рынка. Так, по словам председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игоря Караваева, законопроект лишь усложнит работу розничным сетям.

По его словам, ритейлеры получают от производителя товары именно по стоимости веса, указанного на упаковке. А значит работникам магазинов придётся пересчитывать цену на килограммы и литры вручную, что серьёзно повысит стоимость их труда по выкладке и изготовлению ценников.

Зато в поддержку инициативы выступил глава Союза потребителей России Петр Шелищ. Он напомнил, что в конце 2020 года развернулась серьёзная дискуссия по похожему вопросу, касательно изменений в правилах розничной торговли. Однако тогда представители бизнеса проголосовали против и убедили власти не вносить эти изменения.

Шелищ подчеркнул, что, если норма будет прописана в законе, а не в правилах, ритейлерам будет сложнее ей не подчиняться.

В свою очередь глава Общественной потребительской инициативы Олег Павлов отметил, что появится риск перегрузить ценник информацией, а значит сильнее запутать покупателя. По его мнению, изменения следует вносить именно в правила, которые устанавливает правительство, а не в законы.

Между тем, по информации Правительства России, проект закона направили в заинтересованные федеральные органы для подготовки официального отзыва.