Мы часто жалуемся на многозадачность, на невозможность остановиться и подумать, сделать что-то по-настоящему стоящее, на ощущение загнанности и низкого КПД, постоянную суету.
Если рассмотреть эту ситуацию поближе, то любая суета – это череда мелких дел, которые человек пытается сделать одновременно или держать под контролем, используя в качестве инструмента контроля свою голову, а точнее часть основных психических процессов – память и внимание, потому что мышление в таком стиле жизни использовать практически невозможно. И, поскольку, объем кратковременной памяти у человека за последние сто лет не изменился, и составляет все те же семь плюс – мину два, то ситуация очень быстро становится бесконтрольной, из памяти выпадают задачи и их особенности, действия становятся нерациональными и бестолковыми. Результативность значительно снижается, удовлетворенность резко падает.
Суета значительно снижает качество жизни, а иногда поглощает саму жизнь.
Ключ к решению задачи по искоренению суеты лежит в известной фразе индийского ученого М. Рустама «Когда мы тратим время на планирование, его становится больше».
Действительно. Когда задач много, первый порыв – быстрее схватиться и начать действовать – быстро переделать все дела и успокоиться. Но в том то и дело, что быстро в режиме суеты не справиться. Поэтому разумно потратить несколько минут на планирование дел. В каком порядке их делать, сколько примерно времени потребуется на выполнение каждого из них, как следует их делать, чтобы это было эффективно, точно ли надо их делать, делать сейчас, делать самому…
Возможно, Вы увидите, что, несмотря на длинный список задач, времени на их решение более чем достаточно, и тогда, внутренне успокоившись, Вы будете действовать рационально. Возможно и другое – в ходе планирования Вы поймете, что времени не хватает, тогда Вы тут же примите решение – отложить, передать, изменить способ действия. В любом случае, все дела будут Вами записаны, будут определены необходимое для выполнения время и очередность, продуман способ выполнения. А значит, станут управляемыми. Где управление, там нет суеты.
А как же с теми делами, которые внезапно появятся в течение дня, когда мы уже действуем по нашему плану, спросит кто-то. И здесь есть ответ в тайм-менеджменте – всегда, при любом уровне занятости мы не должны планировать все время, которое собираемся потратить, обязательно надо оставлять от 30 до 60% времени на, задачи, возникающие в процессе. Например, Вы планируете поработать сегодня 8 часов, значит, запланированных дел должно быть в среднем на 5-6 часов. Остальное время мы оставляем на появляющиеся задачи. Количество резервного времени зависит от характера работы – чем больше сиюминутных задач, тем больше.
Опять слышу голос скептиков: как же я оставлю этот резерв, когда изначально дел на 9 часов? Отвечу и на это: чудес не бывает. До тех пор, пока Вы будете считать, что количество задач и дел – не управляемая Вами стихия, Вы будете ощущать бессмысленность своего существования. Как только понимание того, что это Ваша жизнь и Ваше время придет, Вы сможете серьезно что-то изменить.
А ведь еще есть и вторичная выгода – пока я суечусь, я занят и могу любые жизненные неудачи объяснять нехваткой времени. Вопрос на что его не хватает. Кому-то на семью, на детей, на чтение, на путешествия, на здоровье, на получение специальности, на себя. Прекращайте суетиться и начинайте жить!