Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Как «Советский экран» ругал мелодраму «Молодые»

Молодые. СССР, 1971. Режиссер Николай Москаленко. Сценарист Александр Червинский (по роману Александра Андреева "Рассудите нас, люди"). Актеры: Евгений Киндинов, Любовь Нефёдова, Жанна Горощеня, Нелли Пшенная, Нонна Мордюкова, Татьяна Пельтцер, Алла Ларионова, Армен Джигарханян, Михаил Кокшенов, Владимир Тихонов, Вячеслав Невинный и др. 39,1 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.

-2

«В картине на рабочую тему «Молодые»… сама острая индустриальная проблематика, сама рабочая тома стали вдруг фоном для маленького сентиментального конфликта. Да и не конфликта даже, а так, некоторого пустячного недоразумения. Из-за чего, судите сами, там сыр-бор разгорелся?

-3

Одна девушка выходит замуж за монтажника — и счастливо. Вторая — нет. Почему? Потому что живет в маленькой комнатке в общежитии, сама стирает бельё и готовит обед.

Но почему же это самое не мешает быть счастливой первой девушке, крановщице? Неужели только оттого, что вторая не крановщица, наоборот, студентка и генеральская дочь?

-4

Да нет же, пустяки это, отвечают сами авторы фильма, ибо горой наш вовсе не титулярный советник, а бригадир монтажников. И зарабатывает он, дай бог каждому. И квартиру в новом доме получит. И недоразумение через полчаса благополучно разрешится в финале под гитарный марш и разморенную поступь отъезжающих студенческих отрядов.

Так о чем же тогда фильм? О сентиментальных колебаниях насмерть избалованной студентки между элегическим Вадимом и супермужественным Алексеем?

Но при чем здесь рабочая тома? При чем индустриальная проблематика?

Чтобы придать допотопной мелодраме видимость актуальности, видимость социальности, видимость значительности?

-5

Согласитесь, что здесь действительно есть проблема. И, между прочим, проблема важная. Но состоит она вовсе не в том, какому из почтительных и готовых к любви до гроба благородных идальго подарит свою благосклонность их предмет в умеренной мини-юбке.

Проблема — в искусстве мистификации, в артистической подделке традиционного рыцарского романа под живую и актуальную рабочую тему.

-6

В самом деле, соблюдены все аксессуары, здесь, как в Греции, «всё есть». И суровый и нежный прораб, готовый пожурить, но и пожалеть. И недоделки при сдаче жилья. И конфликт по поводу зарплаты. И толкучка на танцплощадке. И молодежная свадьба в общежитии. И трогательная и самоотверженная комендантша. И неизбежная «плесень», разъезжающая на собственных «Волгах». И пушкинское «желание славы». И стихи Блока. И гитарная грусть. И драка на танцах. Весь мощный потенциал современного киноискусство брошен в бой, дабы заставить простодушную трудящуюся зрительницу, забыв, что при всех недостатках бытового обслуживания прачечные в Москве все-таки встречаются, от души сопереживать страданиям элегантной донны, вешающей на ветру самолично выстиранное бельё.

-7

Тысяча точных, прозаических, умышленно заземленных и искусно обостренных деталей — и всё для того, чтобы за развешанным бельем укрыть отсутствие концепции, спрятать «нищету философии».

Я думаю, сколько сил, профессиональной ловкости потребовалось, чтобы придать этой мистификации видимость достоверности, чтобы подкупить зрителя «модерновостью» деталей и заставить его забыть архаичность замысла. Право, силы эти заслуживают лучшего применения» (Рубрика «Серость с экрана!». Янов А. «Нулевой цикл» // Советский экран. 1971. № 20. С. 12-13).

См. фильм "Молодые" бесплатно здесь: https://youtu.be/1Ig00Nj-sUs