Найти тему
Учитель в бизнесе

Завалили ВПР - 15 двоек

Только вот Министерство образования об этом никогда не узнает. И вообще министерство ещё в июле отчиталось, что "в Багдаде всё спокойно" и наблюдается заметный спад неудовлетворительных отметок.

А я - рассказываю. Попросила меня знакомая проверить с ней результаты ВПР английского языка. Знала, что мне будет интересно, так как я ещё никогда не сталкивалась с ними, и ВПР у нас только вот должен был быть на следующей неделе. А тут она со своим заманчивым предложением. Назовём её Евдокией. Так вот, работает Дуся в другом городе и, чтоб провести совместную проверку, я предложила ей подключиться к Zoom-у. А так как у меня автоматически идёт запись экрана, то я думала, что возможно появится контент, который можно было бы выложить на канале, как помощь и поддержка учителям при проверки ВПР. Контент появился, но не тот.

Время 20.00. Как и договорились, подключаемся, смотрим файлы, изучаем инструкцию. Читаю "Эксперт устанавливает приложение...". Так, стоп. Задаю Дусе вопрос:
- А вы эксперт или просто проверяющий?
- Просто проверяющий. Провели ВПР сегодня, подошли ко мне, дали флешку и сказали проверить, так как я же их учитель. Я позвоню сейчас организатору, узнаю.

Набирает организатора ВПР, свою же коллегу то ли учительницу другого предмета, то ли завуча, и я слышу: "....Простите, а я организатор или эксперт?.... Как, эксперт! А почему мне только сейчас об этом сказали?... А где приказ? Я ничего не подписывала! Как был приказ в Whatsapp-е? Когда?... Что мне нужно сделать? Установить вот это приложение к себе на компьютер, а дальше что?..... "

Сижу я по ту сторону экрана и у меня "рука - лицо"! Как так можно организовывать что-либо, когда у тебя основной эксперт только после рабочего дня, дома, узнаёт, что он эксперт и ему ещё дома с непонятно какой флешки надо установить на свой домашний компьютер непонятно какое приложение. Да это ещё всё делается под запись видеоэкрана и будет на видео у меня, микроблогера! (Я себя называю наноблогер.) У меня домашний компьютер дорогой, купленный несколько лет назад за почти сто тысяч рублей, и он слегка уже сбоит, и я в здравом уме и твёрдой памяти никогда в жизни на него не загружу ничего сомнительного. Есть рабочий комп - вызывайте специалиста, пусть он мне устанавливает туда всё что нужно.

Но Дуся стала настраивать. Заняло это у неё (у нас) ещё минут 20, так как она не совсем ориентируется куда и что нажимать и всё делала по подсказке по телефону. Плюс ещё её старенький домашний ноут подвисал. Но приложение с горем пополам загрузилось. Так как у меня его не было Дусе пришлось на пальцах мне объяснять, что там написано и что от неё хотят. Демонстрацию экрана она тоже включить не смогла - не нашла кнопку, да и гарантировать не смогла, что интернет и компьютер не зависнет и его не придётся перезагружать. Я махнула рукой, ладно уж как есть, давайте уже проверять.

И начнём с самого простого - аудиофайлы с ответами учащихся. Все аудио-ответы были разбиты по папкам, под индивидуальным номером каждый и понять кто какой ученик можно было исключительно интуитивно по голосу. Я слушала с её компьютера детей и давала свой независимый взгляд на ответ. Мы обсуждали, сколько баллов поставить за такой ответ в специальную форму закаченного ранее приложения. Первые ответы детей из разных вариантов Дуся решила проверить полностью вместе с грамматическим заданием. И потом по шаблону проверять остальные.

Время примерно 21:20. И тут Евдокия понимает, что ключей-ответов к грамматическому заданию у неё нет. Нигде нет, ни в папках, ни в письмах, ни в приложении - нигде. Читаем инструкцию - а там - у эксперта должны быть ключи. И вновь она набирает знакомый номер организатора ВПР. "Ключей у меня нет... да, пришлите, пожалуйста.... да, вот в письме нет, продублируйте, хорошо жду, спасибо....". Я предлагаю ей не ждать, а потихонечку проверять аудиоматериал, пока организатор вышлет ключи мы успеем пару-тройку устных ответов проставить.

Мы стали слушать аудиозаписи детей. Чтение незнакомого текста и описание картинки. Кто-то говорил ясно и чётко, кто-то тихо и под нос, кто-то шуршал бумажками аккурат перед микрофоном и сквозь помехи и шумы с трудом пробивалась иностранная речь. А кто-то вообще молчал. Молчунов, надо сказать, оказалось не много - двое. Но и такое тоже оказывается бывает.

Мы старались максимально объективно проставлять баллы по критериям записанным в инструкции. Если сказано - 6 предложений и задание засчитывается, то мы считали предложения и, если их оказывалось 5, задания не засчитывали. В 23:30 мы прослушали последнюю аудиозапись. Евдокия посмотрела почту, открыла присланные ключи, убедилась, что ей ещё каждому предстоит проставить по таблице ключей баллы за грамматическую часть и что я в этом ей точно не помощник, мы распрощались. Она поблагодарила меня за помощь, а я ей пожелала удачи и скорейшего завершения проверки.

Через неделю мы созвонились снова. Обсудить как прошли у неё ВПРы и как у нас:
- Ну как написали? - спрашиваю я.
- 15 двоек из 30.
- Как 15 двоек? В грамматике напортачили?

Я же слушала устные ответы всех ребят, кроме двух молчунов! Да, описание картинки было сложным, но дети после 6 лет обучения ВСЕ ЧИТАЮТ незнакомый текст на ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ. Все читают! Представляете, что через 6 лет вы вдруг зачитаете на китайском незнакомый текст, а вам скажут - "ой этого недостаточно, у вас ответ на 2". И вы - то взрослый, а тут - дети со своими этапами и особенностями развития.

- А те, которые молчали? Выяснили, что случилось? Может техника подвела?
- Выяснить - то я выяснила. Но дети отказываются сознаваться, да и завуч говорит, что с техникой всё в порядке было и никаких пересдач им делать не будут. И вообще завуч очень ругалась из-за результатов. Много двоек.

То есть в достаточно сложном классе (где были выговоры, срывы уроков, буллинг, разборки и прочее) 15 человек (в классе, где дети читают все!) сдавших ВПР на иностранном языке уже не в счёт? Да это же целых 15 сдавших! Положа руку на сердце, зная немного её истории преподавания с этими ребятами, я искренне думала, что результат будет гораздо хуже.

Через несколько недель я узнала, что Дуся "всё взяла на себя", переделала результаты, как надо завучу, составила таблицу, в которой оставила 6 двоек. А потом, когда директор комплекса сказал, что 6 двоек это много, Дуся составила третью таблицу, где оставила всего две двойки тем самым молчунам. Завучу Дуся отправила все три таблицы в одном письме. Где 15, 6 и 2 двойки. Какой отчёт, какую таблицу завуч взял за основу и отправил как отчёт в Министерство - история умалчивает (ни она ни тем более я не знаем).

От себя хочется добавить, что таки да, можно устроить скандал, обнулить результаты, посмотреть записи, проверить почты (даже удалённые письма умелые хакеры могут восстановить), назначить виновных, занести выговоры в личное дело, найти крайнего в подлогах документов, выдать штрафы, уволить учителей....(И я сейчас молчу про внутреннюю организацию процесса в самой школе). Но, не кажется ли странным, что имея аудио доказательства того, что в сложном классе педагог за 6 лет научил всех детей более-менее внятно читать на иностранном языке без подготовки незнакомый текст, а по критериям ВПР от Министерства образования выходит, что 15 человек из этих детей абсолютные нули в иностранном языке? И у меня, например, возникает масса вопросов и сомнений в объективности критериев проверки.

Но не будут же все они, министры, вдруг брать и переделывать ВПР, которые их изначально устраивали, на это нужно как минимум время и желание. Поэтому проще "поставить галочку" за проделанную работу, и в следующем учебном году, может быть, вернуться снова к этому вопросу.

Картинка из личного архива.
Картинка из личного архива.